Значение малого бизнеса в экономике россии

12.20. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Мухин А.В., аспирант, Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, г.Краснодар Контакты автора: fragment86@rambler.ru

Аннотация. В исследовании определяется роль малого бизнеса в экономических системах регионов РФ, раскрываются перспективы развития предпринимательства, раскрывается взаимосвязь развитого сектора предпринимательства и стабильной экономической системы мезо-уровня.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, экономическая система, мезоуровень, инновации, социально значимая отрасль

THE IMPORTANCE OF SMALL-SCALE BUSINESS IN REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Mukhin A.V., postrgraduate, Institute of Economics, Law and Human specialities, Krasnodar

Annotation: the small-scale business role in economic systems of regions Russian Federations is defined in research, prospects of development of business reveal, the interrelation of the developed sector of business and stable economic system of mesolevel reveals.

Keywords: business, social business, economic system, mesolevel, innovations, socially significant branch

В промышленно-развитых странах в малом бизнесе занято до 70% населения. Этот сектор экономики даёт до половины всех налоговых поступлений в бюджет. Малые предприятия служат катализатором прогресса, своеобразной «режущей кромкой инноваций». Высокая мобильность, гибкость этого сектора позволяет ему быстро осваивать новые виды товаров и услуг, новые методы работы и технологии, зачастую вырастая в дальнейшем в средние и крупные компании (два примера — «МакДональдс» и «Майкрософт»). Таким образом, привлекательность малого предпринимательства в концепции развития региона велика: это и налоговые поступления, и повышение уровня занятости населения (а, следовательно, и снижение социальной напряжённости), насыщение рынка и ускорение его развития.

Разговоры о важности малого бизнеса и необходимости его поддержки слышны уже много лет, фактически с самого начала рыночных преобразований. Федеральные власти и региональные администрации регулярно заявляют об этом. Возникают и исчезают многочисленные программы по развитию малого бизнеса. Они имеют особое значение для регионов, где малый бизнес зачастую оказывается одной из основных, притом социально значимых отраслей экономики.

При изучении опыта по данному вопросу оказалось, что позиции экспертов сильно расходятся уже в самой оценке значения малого бизнеса для экономики регионов. Это, впрочем, неудивительно, поскольку речь идет о специфической сфере, оценивать которую можно по-разному. С одной стороны ясно, что очень редко малый бизнес становится ведущим в регио-

нальной экономике, и его вклад в валовый региональный продукт хоть и имеет удельный вес, но все же невелик. Такая ситуация особенно характерна для богатых сырьевых или столичных регионов, где тон задают мощные предприятия, на фоне которых все остальное оказывается незаметным. Интересно, что именно в таких, казалось бы самых развитых и «продвинутых» регионах эксперты отмечают слабое развитие малого бизнеса. Но в России это неудивительно, поскольку мощные ФПГ обеспечивают высокую занятость и хорошие зарплаты, а также косвенно — через налоги неплохое положение бюджетной сферы. Мы видим, что такая ситуация выгодна региону, отчасти населению региона, но в то же время такая ситуация несет на себе отпечаток дисбаланса и крайней нестабильности в период рецессии. Наш малый бизнес нигде не имеет «постиндустриального» характера, там, где малый бизнес есть, он «доиндустриален» и довольно примитивен. Процессы развития кризиса не только уменьшают количество рабочих мест на крупных предприятиях, но и зачастую под корень убивает предпринимательскую активность в кругах мелких предприятий и населения, имеющего желание пополнить сектор малого бизнеса.

Очень важна опорная роль малого бизнеса, которую не следует недооценивать, поскольку в нем занято большое количество людей, пусть их вклад в экономику невелик. Малый бизнес стал своеобразной страховочной сеткой, обеспечив многих и многих работой и заработком. В особенности такая ситуация оказалась характерной для экономически слаборазвитых или кризисных регионов с высокой безработицей, т.е. регионов аграрных и деиндустриализированных. В таких регионах и его финансово-экономическая роль оказывается более заметной. Например, на селе, в агропромышленном комплексе, да и во многих городских сферах, разумеется, тоже. Прежде всего, это — торговля, сфера услуг, некрупная промышленность вроде производства строительных материалов и т.п. Эксперты отмечают, что высокий уровень безработицы нередко скрывает теневую занятость в малом бизнесе, что характерно, например, для Дагестана. Малый бизнес обеспечивает самозанятость. Кстати, поступления от его налогов в значительной степени идут в региональные бюджеты и во многих субъектах федерации составляют их заметную часть.

Но вот реальное влияние малого бизнеса на общественно-политическое развитие эксперты считают недостаточным или вовсе незаметным. Возникают разноречивые оценки отношений между малым бизнесом и властью. Здесь все дело в оценке того, что же можно считать малым бизнесом. Активных и влиятельных бизнесменов в регионах очень много, это — факт, который подтверждают все. Но скорее их можно отнести к среднему бизнесу. Они, конечно, далеко не олигархи, но в то же время их нельзя отнести и к основной массе представителей малого бизнеса, которых часто называют «пролетариями от бизнеса».

Неудивительно, что диалог малого бизнеса и власти в регионах приобретает довольно странную форму. Для властей поддержка малого бизнеса — это скорее социальный и имиджевый проект. Выгодно показывать свою заботу о малом бизнесе, политически выгодно иметь его поддержку, например, на выборах. Поэтому большинство регионов имеет свои программы поддержки и развития малого бизнеса, проявляет патернализм в его отношении. Распространенным явлением стали бизнес-инкубаторы, реже создаются технопарки.

Мухин А.В.

ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В отдельных случаях малый бизнес получает налоговые и иные льготы, власти соглашаются на «снижение» административных барьеров, иные подобные уступки. Но вот реальная эффективность этих программ и заявлений в регионах сильно отличается и в целом невелика. Причина в том, что «льготы и привилегии» доходят до небольшой части бизнесменов, которые нередко и «малыми» не назовешь. Понятно, что тот же бизнес-инкубатор — это «игрушка» для избранных.

Кроме того, сам малый бизнес — среда специфическая. Действительно, ему постоянно приходится сталкиваться с коррупцией чиновников, большими и мелкими поборами, административными барьерами, прессингом. Малый бизнес уязвим, если власти принимают решение в пользу той или иной фигуры или бизнес-группы, что может привести к разорению многих. Но при этом малый бизнес и сам сильно криминализован, во многом работает в тени, уклоняется от налогов и т.п. На малый бизнес давит криминал, защитить от которого его порой некому, но и сам малый бизнес нередко не лучше. Поэтому согласовать интересы такого бизнеса и такой власти, сделав этот процесс прозрачным и сугубо позитивным, просто нереально.

Неудивительно, что интересы «пролетариата от бизнеса» остаются самыми незащищенными. Это приводит к акциям протеста, шумным скандалам, когда, например, оставшиеся без места и работы «бизнесмены» идут митинговать к зданиям властных органов. В этой необычной «классовой борьбе» появляются свои герои. Например, движение за права малого бизнеса, получившим широкую известность — «Опора России».

Но в целом малый бизнес напоминает весь российский народ. Эксперты отмечают, что он разобщен, атомизирован, каждый борется за свои личные интересы и, удовлетворив их, теряет интерес к борьбе. Интересы малого бизнеса слабо артикулированы. Поэтому постоянного действующего движения за права малого бизнеса не возникло нигде. Ассоциация «Опора России» представлена во многих регионах. Однако, ее руководство болеет прежде всего за интересы собственного бизнеса. Притом у руля в таких организациях часто оказываются достаточно крупные и заметные фигуры, которые правильнее отнести к среднему бизнесу. На словах они выступают за малый бизнес, а на деле за свой собственный и немалый. Тем более это типично для таких явно элитарных структур, как «Деловая Россия», союзы промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты. Последние, впрочем, больше работают с малым бизнесом, но это проявляется далеко не везде. Та же ситуация характерна для региональных законодательных и муниципальных представительных собраний, где бизнесменов сейчас очень много. На муниципальном уровне это может быть и вполне «аутентичный» малый бизнес, который старается и в своих личных, и в корпоративных интересах, но не всегда это удается, т.к. власть местного самоуправления слаба.

Информационная политика в отношении малого бизнеса также недостаточна. Во многих регионах есть элитные деловые издания или телепрограммы, которые анализируют его проблемы и дают рекомендации. Но круг их читателей обычно очень узок, исключений немного. Многие бизнесмены владеют СМИ, но опять же это бизнесмены крупные и средние, которые решают таким способом свои задачи. В большинстве регионов СМИ не работают в интересах малого бизнеса, не дают нужную ему информацию, поскольку нет соответствующего «заказа». А сам малый бизнес органи-

зовать, например, свои общественно-правовые СМИ еще не сумел.

Аналогично и отношения с партиями у малого бизнеса не выстроены. Вспомним, как в 1990-е гг. многие партии заигрывали с «челноками», многочисленной тогда категорией. Сейчас о поддержке малого бизнеса считают своим долгом заявлять все. «Единая Россия», конечно, в своих обещаниях находит место каждому, но справится со всеми обещаниями ей очень сложно.

Малый бизнес оказался в неприятном промежуточном положении. Администрации регионов предпочитают «дружить» с бизнесом покрупнее, который дает им деньги. А для привлечения избирателей работают с массовыми, менее обеспеченными слоями населения. Если малый бизнес сам начинает выступать и протестовать, его готовы поддержать многие оппозиционные партии. Но планомерно с ним работать никто не смог и не очень стремился. Вот и оказался он «бесхозным».

Тем временем перспективы малого бизнеса во многих регионах стали критическими. Его проблемы связаны с экспансией крупного, столичного и зарубежного бизнеса, особенно в сфере торговли. Эта экспансия приводит к ликвидации рынков, мелких торговых точек, которые буквально «зачищаются», уступая место сверкающим витринам крупных магазинов. Власти, как региональные, так и муниципальные, часто поддерживают эту экспансию, им это и приятно для имиджа, и выгодно финансово. Во многом это закономерный процесс. Но вот малый бизнес перестает играть роль страховочной сетки, и его представители, разоряясь, пополняют массу недовольного электората, с которой никто не знает, что делать. Ведь они уже нашли себя в бизнесе, и возвращаться им некуда.

Поэтому от властей сейчас требуется очень внимательное отношение к малому бизнесу и последствиям его вытеснения из экономики крупными компаниями. Притом явно требуются муниципальные программы, поскольку малый бизнес в силу своей специфики плотнее всего работает именно с муниципальными властями, во многих городах и районах он неплохо представлен во власти. В России сейчас можно обнаружить много проблемных точек, где малый бизнес стал важнейшим социальным механизмом, и где его подавление может привести к негативным последствиям для территории и для социального самочувствия граждан.

Список литературы:

1. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. — 2003. — № 1. — с. 19-22.

2. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. —

2003. — № 2. — с. 35-39.

3. Государственная политика и малый бизнес в США // Экономика и управление в зарубеж. странах. — 2002. — № 9. — с. 38-44.

4. Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. — М.: Академия, 2002 — 192 с.

5. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. — 2005 — № 2. — с. 2-11.

6. Каганов В. Где подрастает малый бизнес / В. Каганов, Е. Сашникова // Экономика и жизнь. — 2005. — № 16 (Апр.) — с. 11

7. Ковалёва Е. Малые научные предприятия / Е. Ковалёва, Л. Черепанова // РИСК: Ресурсы. Информ. Снабжениеб Конкуренция. — 2005. — № 3. — с. 70-79.

8. Комаров В. Способный малый / В. Комаров // Экон. газ. Для всех, кто занимается бизнесом. — 2004. — № 10 (май). — с.

5.

9. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста. — М.: ИНФРА, 2005. — 224 с.

10. Малый бизнес: упрощенная система налогообложения в 2004 году / Под ред. М. А. Пархачеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье рассматривается важный элемент региональной экономической системы — малый бизнес. Соискатель делает акцент на социальной значимости малого бизнеса в экономических системах мезо-уровня, одновременно не забывая об экономических показателях и оценке перспективности развития малого бизнеса.

Актуальность статьи обусловливается в первую очередь тем, что поднимаются насущные проблемы при создании прочного класса малого предпринимательства: непонимание администрацией региона быстро меняющейся природы данного сегмента, не редко предпочтение развития крупных предприятий в ущерб развития малого бизнеса, что в итоге приводит к дисбалансу в экономической системе и ее неустойчивости при колебании макросистемы экономики России.

В работе даются рекомендации и основные направления, которые открывают новые перспективы развития малого бизнеса в регионах. Но в то же время не хватает конкретной модели для различных регионов -это возможность для продолжения научного исследования в данной сфере.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.