Защита прав малого и среднего бизнеса

_Аннотация

В статье представлен обзор ключевых тенденций в области развития предпринимательства в РФ, анализ законодательства, регулирующего функционирование института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также сравнительный анализ ключевых функциональных характеристик представителей бизнеса в России и за рубежом.

Ключевые слова: система поддержки предпринимательства, уполномоченный по правам предпринимательства, малый и средний бизнес

Палагина Анна Николаевна

канд. философ. наук, профессор кафедры экономики и предпринимательства, Ростовский государственный экономический университет, директор Департамента по защите малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ anp@tpprf.ru

совершенствование условий для развития малого и среднего бизнеса через институт уполномоченного по защите прав предпринимателей

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в России становятся все более актуальными в условиях динамично меняющейся внешней среды и глобализации мирового экономического пространства, обостряясь в период кризисных тенденций.

Ключевая роль малого и среднего бизнеса

Возможности инерционного сценария развития экономики очевидно исчерпаны. По мнению помощника Президента РФ А.Р. Белоусова, мы

входим «…в этап…самый сложный за всю постсоветскую историю нашей страны, в совершенно новые условия экономического развития, которые кардинально отличаются от условий прошедшего десятилетия.», безусловно требуя новых системных решений в сфере регулирования и новых инструментов содействия предпринимательству.

В сложной дискуссии о наличии, либо отсутствии у нашей страны резервов для экономического роста, малому бизнесу отводится не последняя роль. МСП является ключевым элементом

экономической системы, формирующим конкурентоспособность государства на современном этапе. В Стратегии развития предпринимательства 2020, подготовленной Еврокомиссией, оно названо основным фактором, формирующим занятость населения, а также главным источником инноваций и экономического роста. Тем не менее, согласно статистике, в 2011 году ключевые показатели деятельности МСП в России в сравнении с другими развитыми странами значительно ниже. Сравним такие показатели, как доля в ВВП, доля от общего числа занятых в экономике и уровень заработной платы в сравнении с таким уровнем в других секторах экономики.

1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ в среднем около 20%; в ЕС аналогичный показатель составляет от 50 до 70%, в США — более 50%.

2. Доля МСП от общего числа занятых в экономике составляет у нас в стране 19,1%. В США, ЕС, в странах с менее развитой экономикой — таких как Бразилия, Индия, Турция — число занятых колеблется от 50 до 70%.

3. Одной из причин, привлекающих людей в МСП, является высокий уровень заработной платы (дохода). В нашей стране ситуация в этом плане не может считаться удовлетворительной: уровень заработной платы в МСП ниже среднего уровня зарплаты в целом по стране в РФ — на 30% (500 $). Еще одним важным показателем, характеризующим уровень развития анализируемого нами сектора, является кредитная обеспеченность.

В качестве ключевой тенденции развития кредитования малого и среднего бизнеса в РФ можно отметить следующее. Объем кредитных ресурсов, выданных МСП за период с 2009 по

2011 гг., показал существенный рост. Однако, доля этого показателя в общем объеме выданных банками кредитов после роста в 2010 году, в 2011 снизилась, и составила почти 23% (в денежном выражении 5,2 трлн руб.). То есть экономика в целом кредитуется в большем объеме, нежели сектор МСП. Представленная статистика очевидно демонстрирует ресурсный потенциал малого и среднего бизнеса и необходимость реализации масштабных системных мер по его стимулированию. В программном выступлении на Санкт-Петербургском экономическом Форуме в июне 2012 года, почти сразу же после своего вступления в должность, Президент России В.В. Путин ключевым вопросом государственной политики на современном этапе определил необходимость создания благоприятного конкурентного инвестиционного климата. Тогда же была поставлена задача вхождения нашей страны к концу текущего десятилетия в двадцатку стран мира с наиболее комфортной деловой средой. Выполнение этих задач видится через оперативное решение каждодневных проблем предпринимателей — нарушения их законных прав, бюрократического давления на бизнес, административных барьеров. Проблемы эти не являются исключительно российскими. Они характерны

МСП является ключевым элементом экономической системы, формирующим конкурентоспособность

государства на современном этапе

для самых разных мировых экономик. Всегда, несмотря на принимаемые правительствами разных стран стимулирующие меры, у бизнеса есть устойчивое неудовлетворение их объемом и качеством. Разница — в степени неудовлетворенности. Проиллюстрируем этот тезис результатами исследования частного бизнеса в России и за рубежом, проведенного летом 2012 года аудиторской компанией РшС (2), в котором приняли участие 2000 представителей 28 рыночных сегментов. Участники опроса из большинства стран достаточно низко оценили степень важности для экономики страны в целом роли предпринимательства с точки зрения понимания этой роли правительствами стран-респондентов. Обращает на себя внимание уровень объективной оценки текущего положения частного бизнеса в экономической системе страны предпринимателями из России — один из самых низких в целом по странам-участницам опроса. Превышение количества респондентов, отрицательно ответивших на поставленный вопрос, составило 43 человека.

Согласно исследованию, 82% респондентов — представителей МСП РФ, не согласны с утверждением, что государство делает все, что может для того, чтобы помочь бизнесу развиваться. И это несмотря на реализуемую Минэкономразвития совместно

в 2011 году ключевые показатели деятельности МСП в России в сравнении

с другими развитыми странами значительно ниже

с регионами длительное время программу поддержки и развития МСП, на финансирование которое только из Федерального бюджета в 2013 году запланировано более 22 млрд рублей. На наш взгляд, такое положение вещей является следствием того, что ключевые факторы, определяющие развитие малого бизнеса, находятся за пределами сферы прямой государственной поддержки. При этом, однако, они лежат в зоне возможностей государственного регулирования, а именно — в институциональной среде.

Анализ ключевых характеристик бизнес-омбудсменов

Качественным примером эффективного институционального воздействия на российские экономические процессы является создаваемый в прямом контакте с бизнесом новый специальный институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Этот эффективный инструмент решения бюрократических проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе осуществления хозяйственной деятельности, достаточно давно используется во многих странах мира. Уже к 1 декабря 2012 года, в соответствии с поручением Президента, Правительством был внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального Закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который был утвержден Госдумой во 2-м и 3-м чтении 26 апреля 2013 года. 7 мая т. г. 78 — ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации. Принятие Закона и введение должности уполномоченного по правам предпринимателей в реестр должностей позволят использовать успешный зарубежный опыт в РФ.

Таблица 1

Сравнительный анализ ключевых характеристик бизнес-омбудсменов

Страна Наименование должности Правовые основы функционирования Назначающий орган Цели деятельности Подотчетность

Россия Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен) Проект № 185348-6 Федерального Закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» Президент страны Обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их органами государственной власти и должностными лицами. Президенту РФ

США Офис Национального Омбудсмена Администрации малого бизнеса США Small Business Regulatory Enforcement Fairness Act of 1996 Оказание помощи малым предприятиям, решение проблем с чрезмерным давлением со стороны федеральных регулирующих органов, выражающемся в повторяющихся ревизиях, чрезмерных штрафах, угрозах мести или иных несправедливых мер принуждения со стороны властных структур. Конгрессу, дает свидетельские показания перед комитетами Палаты Представителей и Сената по вопросам МП.

Европейский союз Европейский омбудсмен Решение Европейского парламента: положения и общие условия выполнения обязанностей омбуд-смена Европейский парламент Рассмотрение обращений частных лиц, предприятий, ассоциаций и организаций, зарегистрированных в ЕС с жалобами по поводу злоупотребления властью институтами и органами ЕС. Европейскому парламенту

Грузия Бизнес-омбуд-смен Налоговый кодекс Грузии (вступил в силу 1 января 2011г.) Премьер-министр с согласия Председателя Парламента Создание более благоприятной бизнес-среды в стране. Омбудсмен способствует улучшению законодательства и правоприменительной практики. Парламенту

Австралия Уполномоченный по делам малого бизнеса (Australian Small Business Commissioner) Билль об Уполномоченном по делам малого бизнеса, 2013 Генерал-губернатор (Governor-general of Australia) Отстаивание интересов малого бизнеса: -информирование правительства о проблемах МБ; -способствовать развитию принципа «одного окна» в предоставлении услуг и информации МБ; -рассматривать отдельные споры между МБ и государственными органами. Министру малого бизнеса

доля МСП от общего числа занятых в экономике составляет у нас в стране 19,1%.

Сравнительный анализ ключевых характеристик бизнес-омбудсменов в странах, внедривших этот элемент системы поддержки предпринимательства, представлен в таблице 1. Из основных положений Закона следует выделить то, что Уполномоченный при Президенте РФ и его аппарат является государственным органом власти, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом он сохраняет свою независимость и подотчетен исключительно Президенту РФ.

С целью эффективного выполнения своих функций Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ имеет возможность:

— беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при наличии служебного удостоверения, а также запрашивать у них необходимую для решения вопроса информацию, документы и материалы;

— посещать подозреваемых, обвиняемых и заключенных под стражу в связи с нарушением законодательства в сфере предпринимательской деятельности субъектов;

— принимать участие в выездных проверках субъекта предприниматель-

ской деятельности (заявителя), проводимых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (при наличии письменного согласия заявителя);

— одновременно с обжалованием ненормативных актов органов местного самоуправления, нарушающих права субъектов предпринимательства, в судебном порядке, выносить предписания по приостановлению их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.

Несмотря на то, что институт Уполномоченного работает в России чуть более года, очевидна его востребованность. Ежедневно к нему поступает множество обращений из разных регионов России. Во многом эффективную работу Уполномоченного на самом сложном

— начальном этапе, в отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, обеспечила поддержка бизнес сообщества страны, и в первую очередь такого авторитетного бизнес объединения, как Торгово-промышленная палата Российской Федерации Наибольшее количество жалоб на действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления поступает, как и предполагалось, от представителей МСП (более 35%). Именно этот участок и обеспечивает ТПП РФ, создав в своей структуре Департамент по защите малого и среднего бизнеса. На втором месте по частоте обращений находятся вопросы, связанные с осуществлением строительства (12%) и закупок (10%). Принципиально важной задачей, как для самого Уполномоченного, так и для системы государственной власти в целом является обеспечение эффективности работы этого ново-

го инструмента поддержки бизнеса и формирования к нему доверия со стороны самих предпринимателей. Достижению этой цели в первую очередь будут способствовать:

— обеспечение полной независимости Уполномоченного по защите прав предпринимателей от органов государственной власти и местного самоуправления;

— наделение Уполномоченного достаточным набором компетенций, позволяющим осуществлять эффективное и оперативное решение проблем предпринимателей;

— максимально возможный учет мнения деловой среды при назначении на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Вывод

Соблюдение представленных выше условий позволит сделать вновь созданный институт защиты прав и интересов предпринимателей максимально эффективным в решении поставленных проблем, и, как следствие, будет способствовать улучшению экономического климата и повышению инвестиционной привлекательности страны.

Литература

1. Федеральный Закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

2. Бизнес-омбудсмены и защита прав предпринимателей. Краткий обзор международного опыта. Октябрь 2012 г.

рп

Anna N. Palagina

Cand. of Philosophy Sci., Professor of Economics and Business Department, Rostov State Economic University, Director of Protection Of Small And Medium Business Department of the Russian Chamber Of Commerce

Improvement of conditions for development of small and medium business through the institution of the Commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs

_Abstract

The article contains a review of the key trends in the field of entrepreneurship development in the Russian Federation, an analysis of the legislation regulating the functions of the Entrepreneurs rights authorized agent institution, a comparative analysis of the key functional features of entrepreneurs in Russia and abroad.

Keywords: system of business support, ombudsman for entrepreneurs, small and medium business

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.