Задачи решаемые в бизнес плане

По величине реализуемого проекта и объемам привлекаемого финансирования бизнес-планы можно разделить на мелкие, средние, крупные, а по типу решаемых задач — на организационные, финансовые, экономические и т. д. Все это накладывает свой отпечаток на особенности составления бизнес-плана, его структуру, детализацию расчетов. В то же время любой бизнес-план независимо от целей его составления и особенностей является важным элементом управления бизнесом и требует тщательной проработки.

Используйте пошаговые руководства:

  • Excel для финансового директора
  • Управленческий учет в вашей компании
  • Подведение итогов полугодия

В современной деловой практике в зависимости от целей, для которых составляется бизнес-план, он может использоваться для:

  • привлечения внешнего финансирования;
  • повышения эффективности финансового менеджмента на предприятии;
  • стратегического планирования;
  • планирования реструктуризации бизнеса.

Рассмотрим особенности перечисленных типов бизнес-планов и расскажем, как составить бизнес-план.

Цель бизнес-плана: привлечение внешнего финансирования

В бизнес-плане, составленном для привлечения инвестиций, должна быть всесторонняя оценка того, как реализация данного проекта повлияет на общую стоимость компании и какую выгоду от реализации проекта получит внешний инвестор. В основе такого бизнес-плана лежит рыночно-ориентированный подход. С помощью маркетинговых исследований изучается структура спроса на товары или услуги, которые предполагается продавать, анализируется конкурентная ситуация и составляется график ожидаемых продаж. Затем рассчитываются необходимые ресурсы всех функциональных подразделений, которые требуются для достижения запланированного объема продаж на рынке. Кроме того, в бизнес-плане отражаются финансовые показатели бизнеса: рентабельность, срок окупаемости, объем внешнего финансирования, финансовые коэффициенты и т. п. В заключение приводится оценка финансовых и технических рисков.

Бизнес-план как инструмент финансового менеджмента

При использовании бизнес-плана для внутрифирменного планирования он рассматривается как основа для управления корпоративными финансами — эффективного бюджетирования и контроллинга. При этом любая краткосрочная или долгосрочная цель (от вывода на рынок нового продукта до модернизации информационной системы) рассматривается как отдельный проект, для которого рассчитываются денежные потоки, финансовый результат и эффективность. Таким образом бизнес-план из рыночно-ориентированного документа превращается в финансово-ориентированный. В результате финансовая служба получает инструмент для планирования финансовой деятельности на среднесрочную перспективу (1–3 года). Средства, выделенные на реализацию эффективных проектов, отражаются в общем инвестиционном бюджете предприятия.

Структура и порядок построения бизнес-плана внутреннего пользования в целом совпадает со структурой бизнес-плана для привлечения инвестиций. Единственное различие заключается в степени обоснованности исходных данных: к внутрифирменным бизнес-планам обычно предъявляются гораздо менее жесткие требования (например, при составлении бизнес-плана для внешнего инвестора, как правило, нужно обосновывать значение используемой ставки дисконтирования, при составлении бизнес-плана для финансового менеджмента компании часто используется ставка дисконтирования, установленная на уровне минимальной отдачи от вложенного капитала, требуемой акционерами).

Бизнес-план как инструмент стратегического планирования

Бизнес-план для стратегического планирования — это описание стратегии достижения глобальных целей компании на определенный период (как правило, 3–5 лет). Он включает анализ внешних изменений и соответствия уровня развития компании требованиям внешней среды по каждой функциональной области (маркетинг, производство, управление, финансы) или по структурным подразделениям (центрам ответственности) за каждый отчетный период (например, год). В идеале такой план должен составляться при открытии компании, а затем дополняться и изменяться в зависимости от этапа развития.

Стратегический бизнес-план составляется так же, как и инвестиционный, но с меньшей детализацией, и может использоваться как для внутренних целей компании (планирование, контроль), так и для презентационных функций (представление бизнеса будущим покупателям, инвесторам, партнерам).

Учли цель бизнес-плана — реструктуризация бизнеса

Целью бизнес-плана для реструктуризации бизнеса является описание плана перехода предприятия из неэффективного или низкоэффективного (текущего) состояния в эффективное (например, с помощью выделения непрофильных видов бизнеса или перехода от линейно-функциональной организационной структуры к дивизиональной). Такой бизнес-план является организационно-ориентированным и должен содержать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие подразделения (направления бизнеса) будут свернуты, изменены или созданы?
  2. Какова организационная структура создаваемой компании?
  3. Как будут организованы бизнес-процессы новых структурных подразделений и как они будут скоординированы в рамках всей компании?
  4. Какие центры финансовой ответственности будут выделены в новой оргструктуре?

Для финансового директора план реструктуризации сводится прежде всего к реструктуризации финансовых потоков и разработке новой финансовой модели организации.

Приведенная классификация бизнес-планов является лишь одним из возможных способов их ранжирования. По величине реализуемого проекта и объемам привлекаемого финансирования их можно разделить на мелкие, средние, крупные, а по типу решаемых задач — на организационные, финансовые, экономические и т. д. Все это накладывает свой отпечаток на особенности составления бизнес-плана, его структуру, детализацию расчетов. В то же время любой бизнес-план независимо от целей его составления и особенностей является важным элементом управления бизнесом и требует тщательной проработки.

  • Главное в работе Финансового директора в 2018 году
  • «Microsoft Excel: готовые решения — бери и пользуйся!»
  • «Как взять денежные потоки под контроль»
  • «Контрагенты, которым можно верить в долг: пять уровней проверки»
  • «Итоги полугодия: план-факт»
  • «Cash is king. Управление денежными потоками компании»
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.