Взаимодействие образования и бизнеса

ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  БИЗНЕСА  И  ОБРАЗОВАНИЯ

Илюхина  Марина  Юрьевна

магистрант  2  курса,  кафедра  экономики  и  менеджмента,  Госуниверситет  —  УНПК,  РФ,  г.  Орел

E-mail: 

Мусатова  Ирина  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  экон.  наук,  доцент,  кафедра  экономики  и  менеджмента,  Госуниверситет  —  УНПК,  РФ,  г.  Орел

В  настоящее  время  значительную  роль  играет  задача  интеграции  науки,  образования  и  инновационной  деятельности.  Она  выступает  одним  из  приоритетных  факторов  развития  экономики.  Разрешение  проблемы  подготовки  необходимых  экономике  специалистов  реально  только  при  тесном  взаимодействии  учебных  заведений  и  компаний.  Для  этой  цели  важно  построение  системы,  при  которой  выстраиваемое  отношение  является  обоюдным  и  формирующим  синергетический  эффект.  Подобное  взаимодействие  даст  возможность  определить  приоритетные  направления  деятельности  вуза  и  реализовать  стратегическое  развитие  компании.  Такая  масштабная  задача  предполагает  возникновение  новых  норм  и  видов  договоров,  которые  повышают  качество  взаимодействия  и  требуют  создания  системы  оценки  эффективности  возникающих  отношений.  Многие  вузы  уже  имеют  большие  перечни  фирм-партнеров,  а  многие  фирмы  уже  обдумывают  совместно  с  высшими  учебными  заведениями,  как  уменьшить  paзpыв  теории  с  практикой.  Однако  противоречия  сторон  все  же  остаются:  высшая  школа  утверждает,  что  малое  число  работодателей  готово  к  партнерству,  а  бизнес  заявляет,  что  ему  было  бы  проще  подключаться  к  совместной  работе,  если  бы  университеты  проявляли  больше  инициативы. 

Один  из  традиционных  способов  взаимодействия  —  студенческая  практика  —  в  настоящее  время  все  еще  имеет  лидирующие  позиции:  он  снимает  противоречие  между  устоявшимися  формами  подготовки  и  интересами  самих  студентов.  Оно  усугубляется  к  старшим  курсам,  когда  в  вузах  значительно  снижается  посещаемость  многих  дисциплин.  Студенты  в  это  время  выбирают  практику,  устраиваются  на  которую  сами,  или  предпочитают  работать  (нередко  не  по  специальности).  Решением  служит  создание  системы  сотрудничества  вуза  с  основными  практическими  базами,  то  есть  с  фирмами,  где  студенты  могли  бы  заниматься  профильной  работой.  Подобная  схема  взаимодействия  выгодна  всем.  Организация,  которая  допускает  студентов  до  рабочих  мест,  имеет  возможность  увидеть  подготавливаемых  специалистов  в  конкретной  работе.  Ведь  организации  стараются  не  брать  выпускников  без  опыта  сразу  в  штат,  опасаясь  приобрести  «кота  в  мешке»,  и  такого  рода  партнерство  становится  для  них  приемлемым  решением. 

Целесообразным  оно  является  и  для  вуза,  который  не  только  решает  проблему  нехватки  практических  знаний,  но  и  иногда  получает  материальную  отдачу.

Наиболее  современный  тип  взаимодействия  —  создание  эндаументов  (целевых  капиталов)  ведущих  университетов.  Бизнес  направляет  средства  в  университет,  который  вкладывает  их  в  акции  или  ценные  бумаги  и  расходует  полученные  проценты  по  своему  усмотрению.  Таким  образом,  капитал  бизнеса  работает  на  будущее,  составляя  постоянную  подпитку  университету.  Однако  на  начальном  этапе  процесса  построения  эндаументов  не  стоит  ожидать  большого  энтузиазма  бизнес  —  сообщества  и  ощутимую  прибыль  университетов.  Но  и  это  будет  крупным  успехом  —  фирмы  смогут  создавать  крупные  финансовые  фонды  и  стабильную  основу  для  совершенствования  университетов. 

Стоит  отметить,  что  часть  академического  сообщества  относится  к  эндаументу  с  недоверием,  считая,  что  вмешательство  бизнеса  в  финансирование  университетов  абсолютно  недопустимо. 

Многие  виды  партнерства  высших  учебных  заведений  и  фирм  (целевые  программы,  обучение  в  корпоративных  университетах  и  т.  д.),  по  сути  своей,  относятся  к  товарно-денежным  отношениям.  Работодатель  предоставляет  средства,  чтобы  получить  специалиста  с  нужным  ему  набором  знаний,  а  вуз  осуществляет  индивидуальный  заказ.  В  настоящее  время  программ  подобного  рода  и  работодателей  достаточно,  но  все  же  не  хватает  для  того,  чтобы  преобразовать  вузовское  образование  в  целом.  Для  этого  необходимы  не  только  специальные  формы  обучения,  но  и  обновленные  образовательные  стандарты. 

Удовлетворяя  свои  социально-экономические  потребности,  вуз  поднимает  на  новую  ступень  свою  конкурентоспособность  на  рынке  образовательных  услуг,  приобретает  альтернативные  источники  финансирования  научной  и  образовательной  деятельности;  предприятия  же  получают  специалистов,  подготовленных  учреждениями  профессионального  образования,  с  необходимыми  практическими  и  теоретическими  знаниями  и  навыками,  развитыми  профессиональными  качествами,  обладающих  высоким  уровнем  работоспособности,  способствующие  обеспечению  высокой  производительности  труда,  уменьшению  непроизводственных  затрат  фирмы  на  переподготовку,  повышению  конкурентоспособности  фирмы.

Рисунок  1.  Схема  взаимодействия  вуза  с  партнерами

Параметрами  эффективности  взаимодействия  выступают:  количество  трудоустроенных  выпускников  конкретного  вуза;  количество  долгосрочных  соглашений  сотрудничества;  наличие  вспомогательных  источников  финансирования  и  иных  путей  восполнения  затрат  на  содержание  высшего  учебного  заведения;  слаженность  работы  исследовательских  проектов  и  образовательных  программ,  а  также  бизнес-структур;  построение  и  усовершенствование  результативных  экономических  структур  малого  наукоемкого  бизнеса;  построение  базовых  учебно-научно-производственных  центров  обеспечения  программ  и  технологий  подготовки  молодых  кадров;  модификация  учебного  процесса  и  усовершенствование  инновационных  технологий  в  образовании,  науке  и  бизнесе.

Несложно  определить,  что  интерес  в  создании  и  закреплении  тесных  взаимоотношений  имеют  обе  стороны.  Они  позволяют  университетам  идентифицировать  изменяющиеся  запросы  со  стороны  бизнеса  к  специалистам  и  быстро  вносить  поправки  в  образовательные  программы,  что,  в  свою  очередь,  способствует  повышению  уровня  конкурентоспособности  учебного  заведения.  При  этом  фирмы  получают  возможность  оказывать  влияние  на  учебный  процесс,  ставить  задачу  на  подготовку  кадров  по  «специальному  заказу»,  принимать  непосредственное  участие  в  образовательных  процессах,  осуществлять  реализацию  совместных  проектов.

Давая  оценку  такому  взаимодействию,  стоит  принять  во  внимание,  что  не  всегда  причиной,  стимулирующей  компанию  налаживать  и  закреплять  взаимодействий,  является  преумножение  текущей  экономической  выгоды.  При  высоком  уровне  неопределенности  и  динамичности  рынка  большинство  организаций  стремится  к  достижению  стабильности  и  поиску  альтернативных  путей  совершенствования.  Так,  стабильность  связывается  с  минимизацией  рисков,  сопровождающих  функционирование  компании,  или  с  возможностью  осуществить  ее  стратегические  планы  в  рамках  взаимодействия. 

Для  выбора  эффективных  форм  отношений  между  компаниями  и  вузами  необходима  оценка  результатов  их  взаимодействия.  Понятие  эффективности  взаимодействия  многопланово,  а  поиск  критериев  эффективности  затруднен  сложностью  самой  системы.  Трудности  в  определении  критериев  эффективности  взаимодействия  российских  компаний  и  вузов  появляются  и  вследствие  того,  что  каждый  участник,  в  первую  очередь,  ориентируется  на  достижение  своей  персональной  эффективности.  А  масштаб  персональной  эффективности,  который  каждый  участник  достигает  в  результате  сотрудничества,  зависит  от  эффективности  работы  системы  в  целом. 

Поиск  критериев  эффективности  должен  происходить  с  учётом  важности  функционирования  обеих  систем  как  самостоятельных,  а  также  с  учётом  значимости  достижения  цели  взаимодействия  сторон.  Система  взаимодействия,  образующаяся  в  результате  кооперации  компаний  и  вузов,  является  синергетической,  следовательно,  при  оценке  эффективности  её  функционирования  важно  принимать  во  внимание  существующую  взаимосвязь  с  внешней  средой.  Любая,  даже  эффективно  функционирующая  система,  способна  негативно  воздействовать  и  наносить  экономический  ущерб  смежным  системам  или  системам  более  высокого  иерархического  уровня,  частью  которых  она  является. 

В  общем  случае,  эффективность  взаимодействия  структур  характеризуется  соотношением  полученных  результатов  и  затрат  на  функционирование  системы.  Когда  взаимодействие  разрастается  и  усложняется,  то  её  участникам  приходится  нести  дополнительные  затраты  на  организационную  работу  или  на  дополнительное  необходимое  техническое  и  программное  обеспечение.  В  этом  случае  очевидно,  что  стимулы  для  взаимодействия  компаний  и  вузов  возникают  в  случае,  когда  суммарные  эффекты  от  взаимодействия  превышают  затраты  на  формирование  отношений.  Каждый  участник  должен  иметь  некую  причину,  перекрывающую  достоинства  автономного  функционирования.  Для  того  чтобы  разовое  взаимодействие  сторон  трансформировалось  в  прочные  связи  между  ними  (в  симбиоз),  необходимо  снижать  уровень  влияния  факторов,  разрушающих  взаимодействие,  и  усиливать  влияние  факторов,  стимулирующих  его.  Результативность  взаимодействия  будет  возникать  при  условии  превышения  кооперационных  эффектов  над  кооперационными  затратами  и  должна  покрывать  возможные  убытки  от  воздействия  внешней  среды.

В  связи  с  этим  актуальным  является  подход,  предполагающий  рассмотрение  эффективности  взаимодействия  с  точки  зрения  ценности  (значимости)  взаимоотношений  для  каждого  из  субъектов  образующейся  системы.  Закладываемые  в  оценку  взаимодействия  параметры  значимости  учитывают: 

1.  выявление  и  согласование  интересов  вуза  и  компании  (является  ключевым  при  выработке  стратегий  взаимодействия), 

2.  обеспечение  условий  взаимодействия  внутри  вуза,  стимулирующих  повышение  качества  образовательного  процесса,  научного  и  инновационного  потенциала, 

3.  обеспечение  условий  взаимодействия  внутри  компании,  стимулирующих  повышение  доходности  бизнеса,  рост  инновационной  составляющей  в  продукте  компании. 

Критерии  эффективности  взаимодействия  субъектов  делятся  на  следующие  группы: 

·организационно-экономические  (улучшение  результатов  работы  компаний  и  вузов  за  счёт  приобретения  технологических,  финансовых,  научных  и  других  преимуществ); 

·социально-экономические  (достижение  социально-экономических  целей,  улучшение  институционального  климата,  возникновение  перспектив  взаимодействия); 

·экономико-стратегические  (развитие  стратегий  участников  взаимодействия  как  с  учётом  интересов  каждого  из  них  по  отдельности,  так  и  интересов  возникающей  системы  в  целом). 

Организационно-экономические  и  социально-экономические  составляющие  могут  носить  краткосрочный  характер  (полученный  в  реальном  времени  эффект),  что  позволяет  быстро  оценивать  результаты  взаимодействия,  так  и  долгосрочный  характер  (ожидаемый  в  будущем  эффект).  Динамику  же  экономико-стратегических  показателей  можно  оценить  лишь  спустя  определенное  время. 

В  результате  взаимодействия  образуется  новая  система,  обладающая  свойствами,  которые  не  сводятся  к  простому  суммированию  свойств  каждого  участника.  Возникает  синергетический  эффект,  обеспечивающий  доминирование  эффекта  совместного  функционирования  объектов  над  суммой  эффектов  их  автономной  деятельности.  Также  необходимо  учитывать  и  продолжительность  возникающего  взаимодействия,  так  как  длительность  возникающих  контактов  влияет  на  эффективность  процессов  взаимодействия  и  их  цели.  Оценка  эффективности  взаимодействия  вузов  и  бизнеса  может  быть  представлена  виде  схемы  (рисунок  2).

Рисунок  2.  Общая  схема  оценки  эффективности  взаимодействия  образования  и  бизнеса

Схема,  изображенная  на  рисунке  2,  может  быть  применима  как  при  анализе  эффективности  уже  сложившихся  организационных  взаимодействий,  так  и  при  планировании  новых  подобных  взаимодействий  для  предварительного  мониторинга  целесообразности  их  построения.  Чаще  всего  в  системе  оценки  эффективности  приходится  объединять  организационно-экономические  показатели,  оцениваемые  количественно  и  социально-экономические  и  экономико-стратегические  составляющие,  оцениваемые  качественно,  но  в  значительной  степени,  влияющие  на  эффективность  взаимодействия.  На  начальном  этапе  оценки  эти  показатели  рассматриваются  отдельно  друг  от  друга,  после  чего  в  целом  оценивается  вся  ситуация  с  помощью  экспертного  подхода,  позволяющего  задействовать  рейтинговую  систему  оценки  эффективности,  учитывая  сложившиеся  определенным  образом  условия  и  исходя  из  целей  взаимодействия.  При  этом  проводится  ранжирование  критериев  эффективности  по  степени  важности  для  каждого  из  его  участников. 

При  разработке  алгоритма  оценки  взаимодействия  важно  не  только  определять  показатели  оценки  его  эффективности,  но  и  то,  каким  образом  они  влияют  на  показатели  реального  взаимодействия.  В  связи  с  этим  ключевым  является  использование  методических  подходов  к  оценке  показателя  эффективности.  Использование  разработанных  алгоритмов  приводит  к  уменьшению  времени  решения  задачи  (комплекса  задач),  позволяет  учитывать  все  критерии  вариативного  разнообразия  при  оценке  показателей,  влияющих  на  эффективность  взаимодействия.

Список  литературы:

1.Дымарская  О.Я.  Профессиональное  образование  и  рынок  труда:  опыт  и  перспективы  взаимодействия  //  Россия  реформирующаяся:  Ежегодник  2005  /  Отв.  ред.  Л.М.  Дробижева.  М.:  Институт  социологии  РАН,  2006.  —  С.  174—184.

2.Карловский  А.В.  Формирование  системы  показателей  деятельности  высшего  учебного  заведения  //  Качество,  инновации,  образование.  2008.  №  9. 

3.Левшина  В.В.,  Шимохина  В.В.  Оценка  результативности  системы  менеджмента  качества  образовательной  организации  //  Проблемы  современной  экономики.  2007  №  23.

4.Мальцева  Г.И.  Концепция  перехода  вуза  от  управления  затратами  к  управлению  результатами  //  Сибирская  финансовая  школа.  2007.  №  1. 

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.