Взаимодействие государства бизнеса и общества

Колмыкова О.Н.

кандидат экономических наук, доцент

Попова О.Г.

магистр экономики старший преподаватель Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

г. Тамбов, Россия

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА, ВЛАСТИ И БИЗНЕСА Аннотация: В статье рассматриваются вопросы создания инновационной социально — рыночной экономики России, основанной на мировом опыте и знаниях, взаимодействии неправительственных структур, охватывающих различные слои экономически, социально и политически активных граждан, государственных и муниципальных служащих и бизнес -сообщества.

Ключевые слова: бизнес-сообщество, частный капитал, уровень жизни, противодействие коррупции, защита конституционного строя.

Kolmykova O.N.

Candidate of Economics Assistant Professor Popova O.G.

MSc in Economics, Senior Lector

Tambov affiliate of the Russian presidential academy of national economy and public administration

Tambov, Russia

INTERACTION OF SOCIETY, AUTHORITIES AND BUSINESS Abstract: In article questions of creation innovative socially — market economy of Russia founded on world experience and knowledge, interaction of the non-governmental structures covering various layers economically, socially and politically active citizens, the public and municipal servants and business -communities are considered.

Key words: business community, private capital, standard of living, corruption counteraction, protection of the constitutional system.

Любое общество (в том числе бизнес сообщество), каждый конкретный человек, семья, или государство обладают жизненно важными интересами, без которых невозможно их существование и развитие. Для человека и семьи — это удовлетворение потребностей, обеспечивающих существование и возможность всестороннего развития; для общества — это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование и возможность гармоничного развития всех сфер общественной жизни; для государства — это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование, функционирование и устойчивое развитие; для бизнеса — совокупность потреблений, обеспечивающих прибыль.

Следует отметить, что единство сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества, государства и бизнеса составляет содержание национальных интересов как совокупности внутренних потребностей государства в обеспечении защищенности и приоритеты устойчивого развития личности, общества и государства.

В СССР при централизованно планируемой экономике государство являлось и основным собственником, и организатором производств товаров и услуг, и управленцем, обеспечивая интересы человека, общества и государства. Частное предпринимательство было под запретом.

Общество порождает власть и бизнес. И в тоже время, к сожалению, при совпадении ряда общенациональных интересов, практически всегда появляются различия и противоречия интересов общества, власти и бизнеса. Власть обязана действовать в государственных и общенациональных интересах и быть ответственной перед обществом. Бизнес должен быть ответствен перед обществом и властью, так как социальная ответственность бизнеса одна из основ социального мира и согласия.

В настоящее время растет понимание необходимости взаимодействия общества, власти и бизнеса, которые заключаются в мобилизации потенциала и ресурсов всего общества для устойчивого развития страны, роста

экономики и ее конкурентоспособности, повышения уровня и качества жизни граждан страны.

Предпринимательство в большей части осознает неделимость своих интересов с интересами общества, поскольку является неразрывной его частью. Оно понимает, что от политической стабильности, от устойчивого развития экономики, платежеспособного спроса населения зависит условия для развития бизнеса.

В распоряжении бизнеса находятся материальные, финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, поэтому в экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль. Национально ориентированный бизнес является основой благополучия общества и государства.

Модель партнерства (общество-власть-бизнес) способна создать инновационное интеллектуальное общество и инновационную конкурентоспособную экономику, основанную на знаниях и высоких технологиях, способную решать национальные задачи в условиях глобализации. [4,с. 39]

Формы взаимодействия общества, власти и бизнеса весьма многообразны, строятся на решении правовых, экономических, социальных, организационных, технологических, управленческих и других вопросов.

Мировой опыт показал, что основная часть общенациональных ассигнований на НИР в развитых странах поступает из частного сектора, прежде всего промышленных компаний. Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые

университетами, государственными и полугосударственными

исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает эффективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе.

Сокращая удельный вес бюджетного финансирования инновационного процесса, государство в развитых странах сохраняет в своих руках широкий спектр гибких форм регулирования инновационной сферы за счет налоговых льгот, льготных кредитов, целенаправленной поддержки малого и среднего

бизнеса, передачи технологий из госсектора в промышленность, венчурного финансирования и др.

Партнерство бизнеса и государства в финансировании НИР через специальные фонды широко распространено в европейских, особенно в скандинавских странах. Фонды оказывают изобретателям и предпринимателям финансовую и консультативную помощь в освоении инноваций, оценок новинок, патентовании и коммерциализации патентов.

Во многих странах мира действенным способом активизации инновационных процессов является венчурное финансирование, способствующее развитию приоритетных отраслей, основанных на высоких технологиях: информационно — коммуникационные технологии, биотехнологии, медицинские и природоохранные технологии.

Расширяется партнерство государства, частного бизнеса и университетов в создании прибыльных объектов инфраструктуры для поддержки и развития промышленных инноваций: технополисов, технопарков, бизнес и маркетинговых центров. Наибольшую известность среди технопарков получили Силиконовая долина — символ научного развития США, Кембриджский парк (Великобритания), Цукуба (Япония) и другие, созданные по инициативе государств, а источником инвестиций являются бюджеты центральных, региональных и местных органов власти совместно с частным бизнесом.

Анализируя зарубежный опыт взаимодействия общества, власти и бизнеса в решение задач социально — экономического развития страны, включая инвестиционно — инновационную сферу, Россия находится в русле общемировых тенденций. В тоже время, не исключая эффективную государственную поддержку развитию экономики и бизнеса всеми видами ресурсов, в свою очередь, крупный бизнес, который ответственный за сформированную сырьевую экономику России, должен стать заказчиком и инвестором инновационного прорыва российской экономики, особенно, в приоритетных системообразующих отраслях.

Залогом успеха в создании инновационной социально — рыночной экономики России, основанной на мировом опыте и знаниях, должно стать постоянное взаимодействие неправительственных структур, охватывающих различные слои экономически, социально и политически активных граждан, государственных и муниципальных служащих и бизнес — сообщества. Только через это взаимодействие, построение и развитие гражданского общества можно принимать правильные решения, обеспечивающие интеграцию ресурсов, достижение синергетического эффекта и общенациональных интересов, устойчивое развитие России.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Особенности формирования и развития малого и среднего российского инновационного предпринимательства // Научно-практический и теоретический журнал "Национальные интересы: приоритеты и безопасность«№ 3 (60). М. 2010

2. Беспалов М.В. Особенности развития инновационной деятельности в регионах Центрального федерального округа // Научно-практический и аналитический журнал «Региональная экономика: теория и практика». № 23 (158). М. 2010

3. Беспалов М.В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных программ развития // Качество. Инновации. Образование. М. 2009, № 2

4. Орешенков А. Государственная политика поддержки НИОКР в частном секторе // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — N6. −194с.

5. World’s Best R&D Companies // Research & Development. — 2008. — № 10. P. 13. — Table 1.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.