Взаимодействие бизнеса и таможенных органов
Customs cooperation with business in order to improve the quality of customs services
Попов Владислав Валерьевич, магистрант экономического факультета Российской таможенной академии, Россия, г. Люберцы
Дата публикации: 15.05.2018
Научный руководитель: Колобова Ирина Николаевна, доцент кафедры управления ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», кандидат психологических наук, доцент
Аннотация: В данной статье рассмотрено взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом, направленное на повышение качества таможенных услуг. Проанализированы основные функции, возложенные на таможенные органы России, которые помогут более эффективно откликаться на постоянные изменения в международной практике и на требования бизнес-сообщества и государства. Выявлена и обоснована необходимость партнёрского сотрудничества и обмена накопленным опытом между таможенными органами и предпринимательским сектором.
Ключевые слова: бизнес-сообщество, таможенные органы, качество, таможенные услуги, партнёрские отношения, взаимодействие.
Abstract: this article discusses the interaction of customs with business aimed at improving the quality of customs services. The article analyzes the main functions assigned to the Russian customs, which will help to respond more effectively to the constant changes in international practice and to the requirements of business and the state. The necessity of partnership cooperation and exchange of experience between customs and business sector was identified and justified.
Keywords: business, customs, quality, customs services, partnerships, interaction.
Эффективное взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности помогает решить ряд задач, связанных с ускорением и упрощением процесса таможенного оформления, обмена информацией, синхронизацией и оптимизацией совместной деятельности сфере регулирования внешней торговли.
Можно выделить три основные функции, которые одновременно реализуют таможенные органы Российской Федерации: правоохранительную, фискальную и функцию оказания содействия бизнес-сообществу. Необходимо отметить, что существенные изменения были внесены принятием Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который является основой таможенного администрирования, и отражает партнерский характер взаимоотношений между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами путём упрощения таможенных процедур [4].
Главной целью можно определить, со стороны таможенных органов — реализацию своей деятельности для обеспечения соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, ускорение и упрощение таможенных процедур и операций. Со стороны бизнес-сообщества — проходить таможенное оформление с минимизацией издержек и сроков. Следовательно, само взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами преследует цель — минимизации затрат за таможенное оформление при полном соблюдении законодательства [2].
На сегодняшний день к нерешенным проблемам в области внешнеэкономической деятельности можно отнести: длительность осуществления таможенного оформления, что сказывается на задержках товаропотоков и простое транспортных средств, высокую степень издержек, упущенную экономическую выгоду. Таможня должна придерживаться нового ориентира в своей деятельности, не только эффективно взимать платежи за оформление грузов, но и качественно оказывать услуги, учитывая потребности предпринимательского сектора, выступающего в статусе клиента.
Появляется необходимость поиска новых путей и механизмов, которые смогут усовершенствовать процесс взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Сегодня в таможне активно осваиваются инновационные технологии, рекомендованные ВТамО. К ним относятся: предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, использование системы управления рисками, трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня». Однако не всегда таможенным органам удается в полной мере реализовать эти задачи, т.к. бывают и случаи, когда проявляется недопонимание или пассивность со стороны бизнеса. Также только усилия участников ВЭД, без содействия таможни, не приведут к оптимизации и ускорению процесса международного перемещения грузов [3].
В настоящее время необходимо развивать принцип электронного декларирования грузов, т.к. это значительно уменьшает издержки участников внешнеэкономической деятельности. Работа с предоставлением документов на бумаге снижает оперативность рассмотрения и принятия решений, вследствие приводит к задержкам и простоям транспорта в пунктах пропуска [2].
Взаимодействие производится на двух основных этапах осуществления таможенного контроля: до пересечения границы ЕАЭС, и после пересечения границы ЕАЭС. К первому можно отнести — удаленный выпуск, выставление таможенных платежей, таможенный контроль, предварительное информирование. Ко второму — консультирование, переговоры и совещания по вопросам ускорения оформления и выполнения обязательств.
Для максимально эффективного развития партнерских отношений необходимо придерживаться принципиальных положений:
— прозрачности и понятности;
— открытости и доступности;
— активности со стороны государственных органов;
— применять современные технические средства и методы контроля;
— изучать международный опыт, быть в курсе международных событий;
— поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
— внедрять онлайн решения;
— проводить опросы пользователей.
Для таможни важно не только формировать комфортную среду для участников внешнеэкономической деятельности, но и содействовать развитию мировой торговли, с минимизацией затрат экономики государств. Помимо этого нельзя забывать и о защите общества от незаконных потоков контрабанды и перемещения товаров через государственную границу. Нельзя не упомянуть о том, что взаимодействие с участниками ВЭД происходит как на территории РФ, так и в рамках Евразийской интеграции.
Вспомним, что для развития партнерских отношений в 2012 году был создан Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества.
Таким образом, взаимодействие между таможней и участниками ВЭД выражает необходимость сотрудничества по вопросам упрощения и гармонизации процесса таможенного оформления грузов на всех этапах — от пересечения границы ЕАЭС (таможенный контроль, предварительное информирование), на границе (удаленный выпуск, выставление таможенных платежей), после пересечения границы (консультирование, переговоры и совещания). Это имеет главной целью — минимизацию издержек на выполнение таможенных процедур при обеспечении реализации норм, которые установлены таможенным законодательством.