Выделение и описание бизнес процессов

Бизнес-процесс ориентируется на создание потребительской ценности для индивидуального потребителя. Проблема описания состоит в том, что бизнес-процесс обычно невидим, не имеет имени и ответственного за него лица. Бизнес-процессы пронизывают традиционную организационную структуру предприятия, т.е. являются по сути своей межфункциональными процессами, как это условно показано на рис.10. Выделение, описание и управление бизнес-процессом на предприятии позволяет не разрушать существующую организационную структуру, а как бы «вырезать», «вычленить» из нее определенную конфигурацию, специально нацеленную на максимальное удовлетворение конкретного потребителя. В условиях развитой АСУП такая конфигурация (бизнес-процесс) может иметь виртуальный характер, т.е. компановаться из существующих баз данных, реализовываться в виде планов, графиков на процесс и специального учета труда и расчета зарплаты и др.

img10

Выделение и описание процессов СМК. Творческая бригада 4 вначале выделяет и описывает процессы, требуемые стандартом ИСО 9001:2000, последовательно выполняя следующие действия:

1. Поименовать процесс.

2. Идентифицировать выходные потоки и их потребителей.

3. Идентифицировать входные потоки и их поставщиков.

4. Идентифицировать управляющие воздействия.

5. Идентифицировать необходимые ресурсы.

6. Назначить лицо, ответственное за процесс.

Опираясь на такой процессный подход, строится сеть взаимосвязанных графических моделей процессов, используя методологию SADT [4]. При этом формируется SADT-модель СМК в виде набора иерархически взаимосвязанных диаграмм. Исходным корнем этой древовидной структуры является диаграмма обобщенного процесса СМК, подобная рис.3. Далее осуществляется декомпозиция этой верхней диаграммы. Декомпозиция на первом уровне иерархии выполняется подобно тому как показано на рис.4, но уже в соответствии со структурой стандарта ИСО 9001:2000, основное содержание которого распределено между следующими пятью разделами: 4. Система менеджмента качества. 5. Ответственность руководства. 6. Менеджмент ресурсов. 7. Производство продукции. 8. Измерение, анализ и улучшение. В каждом из этих разделов изложены требования к соответствующим процессам СМК. Поэтому каждый из блоков, изображаемых на этой диаграмме первого уровня декомпозиции, обозначает группу процессов и, согласно с методологией SADT, подвергается дальнейшей декомпозиции. При этом творческая бригада 4 руководствуется требованиями к соответствующим процессам, изложенными в стандарте ИСО 9001:2000. На третьем уровне иерархии дальнейшая декомпозиция блоков модель СМК может быть прекращена, т.к. такая глубина анализа системы качества достаточна, чтобы перейти к определению затрат на выполнение ее основных процессов.

Определение затрат на выполнение процессов в системе качества является второй важной частью работы творческой бригады 4. При этом используется модель затрат на процесс [3] из британского стандарта BS 6143:1992 г., где учитываются две категории: затраты на соответствие и затраты вследствие несоответствия. Затраты на соответствие — это внутренние затраты на наиболее эффективные способы обеспечения соответствия продукции или услуг декларированным (заявленным) требованиям. Затраты вследствие несоответствия — это стоимость затраченных времени, материалов и ресурсов, связанных с процессом поступления, производства, отгрузки и исправления не соответствующей продукции или услуг. Затраты на процесс — это полные затраты на соответствие и затраты вследствие несоответствия для конкретного процесса. Затраты на качество в организации в этом случае будут представлять собой сумму затрат вследствие несоответствия по всем идентифицированным процессам системы менеджмента качества организации.

В рамках реализации выделенной стратегии обеспечения надежности и безопасности работы энергетических компаний РАО «ЕЭС России» в «Ярэнерго» открыт Проект разработки и подготовки к сертификации Системы менеджмента качества.

Высшее руководство компании рассматривает построение целостной эффективной Системы менеджмента качества, соответствующей международным нормам ISO 9000, ориентированной на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества, как создание эффективного инструмента управления компанией на основе идеологии качества, реализации миссии и стратегии развития компании, достижения целей бизнеса, его постоянного совершенствования.

Ориентация Системы менеджмента качества на удовлетворение требований, опережение запросов и ожиданий потребителей, а также обеспечение удовлетворенности и баланса интересов основных заинтересованных сторон (общества, ключевых собственников, инвесторов, персонала компании, основных поставщиков), признаны руководством компании как высшие приоритеты деятельности, представлены в Политике «Ярэнерго» и рассматриваются как важнейшее условие конкурентоспособности, делового превосходства и стабильного коммерческого успеха компании.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.