Внутренняя и внешняя бизнес информация

1.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия

Внутренняя среда предприятия.

Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внутренняя среда предпри­ятия включает людей, технику, технологию, информацию, органи­зацию производства и управления и т. д. и состоит из следующих основных подсистем:

Внутренняя среда предприятия схематично представлена на рис. 1.7.

От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, поведения и т. д. зависят в конечном счете имидж фирмы, качество продукции, результаты работы предприятия. Любое пред­приятие — сложная социально-экономическая система, состоящая из множества подсистем, образующих единый социальный эконо­мико-технический комплекс. Поэтому все подсистемы (социальная, экономическая, техническая, организационная и т. д.) взаимосвя­заны и взаимообусловлены, одинаково важны и вместе образуют внутреннюю среду предприятия.

Согласно западным публикациям, миссия предприятия опреде­ляется его принципами и этикой. Принципы предприятия включают требования к выпускаемой продукции и рынку, управлению пред­приятием, его сотрудникам, требования внешней среды (клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства). Этика предприятия — это мораль деловых взаимоотношений пред­принимателя и сотрудников фирмы, позволяющая соблюдать этические нормы общества в процессе предпринимательской дея­тельности. Миссия фирмы во многом определяется ее ценностными ориентациями, которые представлены в табл. 1.4.

Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями

Миссия предприятия тесно связана с его культурой — сово­купностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы. Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом ее местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.

Миссия организации формируется с учетом потребностей субъ­ектов ее внутренней и внешней среды и должна отражать интересы различных их групп, которые весьма противоречивы. Однако в первую очередь предприятие реализует интересы собственника (собственников), его сотрудников и покупателей.

Экономические факторы. Многие факторы экономической внеш­ней среды должны постоянно оцениваться, так как состояние эко­номики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой посто­янную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демо­графические условия, барьеры проникновения на рынок.

Факторы конкуренции. При изучении конкурентной среды не­обходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на организации, определить главных конкурентов, реальные и по­тенциальные угрозы с их стороны.

Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контро­лировать изменения в этой среде. В последние годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке и опасность вытеснения российских производителей иностран­ными.

Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних пробле­мах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздей­ствие на предприятие. К факторам прямого воздействия внешней среды на предприятие относятся:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.