Влияние малого бизнеса на экономику

Происходящая в России трансформация экономики и общественной системы закладывает основы создания рыночной экономики. Стратегической целью политики государства должно быть создание условий, обеспечивающих этот процесс. [1] Особая роль в процессе модернизации экономики России должна принадлежать малым и средним предприятиям. Для реализации этой роли малым и средним бизнесом, государству необходимо постоянно предпринимать комплексные и системные действия по формированию благоприятной среды, стимулирующей раскрытие новаторского потенциала малого и среднего предпринимательства и содействующей в привлечении предприятиями малого и среднего бизнеса серьезных инвестиций.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства России, а также региональных администраций.

Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов развития конкуренции. Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению и переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. [6]

Конкурентоспособность малого бизнеса объясняется потенциалом, заложенным в нем, а также качественными характеристиками:

— единство права собственности;

Исходя из этих характеристик, складываются факторы конкурентоспособности малого бизнеса.

  1. Способность к переменам и совершенствованию: благодаря своей динамичности каждое предприятие малого бизнеса постоянно втянуто в процесс совершенствования своей деятельности.

  2. Инновативность — способность предприятия к инновациям, постоянному внедрению в производство новшеств: предложение нового или усовершенствованного продукта в настоящее время становится решающей возможностью привлечь покупателя, заинтересовать его расширить или реструктурировать свою потребительскую корзину.

  3. Способность овладевать ограниченными сегментами рынка: малые предприятия появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников. [3]

Однако существующие проблемы тормозят развитие малого бизнеса, при этом наиболее значимыми проблемами, влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:

низкая доступность на рынке труда персонала требуемой квалификации;

низкая доступность современного производственного оборудования;

невысокий уровень развития системы информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства.[4]

В Приморском крае поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется с 2008 года на основании краевой целевой программы.

В результате осуществления мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства финансовую поддержку получил 161 субъект малого предпринимательства, муниципальные образования края в рамках местных программ предоставили субсидий более 1 000 малым предприятиям Приморского края, количество малых предприятий увеличилось до 26,3 тыс. единиц (106,4% к плановому значению), оборот предприятий малого бизнеса увеличился и составил 175,5 млрд. рублей (116,5% к 2009 году). [2]

Согласно программе развития конкуренции, основными направлениями по созданию максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса являются:

повышение доступности краевого и муниципального имущества, которое будет использоваться для осуществления производственной деятельности;

снижение административных ограничений и избыточного контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, публикация на сайте Администрации Приморского края справочной информации о возможности получения государственной поддержки. [5]

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.