Виды стоимости при оценке бизнеса

В зависимости от целей оценки, полноты оцениваемых прав на бизнес различные виды стоимости могут быть объединены в две группы:

· Стоимость в обмене как выражение меновой стоимости — характеризует способность объекта бизнеса обмениваться на деньги или на другие товары, носит объективный характер и лежит в основе проведения операций купли-продажи бизнеса, передачи его в залог, в том числе под проценты и т.д.

· Стоимость в пользовании как выражение потребительной стоимости — обусловлена полезностью объекта бизнеса (размером получаемого дохода) при определенном варианте его использования, носит субъективный характер, отражая сложившиеся возможности эксплуатации объекта конкретным владельцем, не связанные с куплей продажей объекта и другими рыночными операциями.

В мировой практике сложились определенные понятия стоимости бизнеса и введены стандарты стоимости бизнеса:

1. Обоснованная рыночная стоимость (стандарт) — это наиболее вероятная цена, которую можно получить за данное предприятие на данный момент времени (в данной экономической ситуации) при соблюдении типичных условий:

· Полная информированность сторон о состоянии дел на предприятии;

· Оптимальное время покупки и продажи;

· Покупатель и продавец действуют без нажима и не находятся в форс-мажорных обстоятельствах;

· Покупатель и продавец используют сложившиеся на момент продажи условия кредитования (льготные кредиты не используются).

2. При несоблюдении типичных условий полученная цена называется просто рыночной стоимостью.

3. Обоснованная стоимость (стандарт) — стоимость неконтрольной доли в капитале закрытых акционерных обществ без скидки на ликвидность.

4. Инвестиционная стоимость (стандарт) — стоимость предприятия для реализации конкретного инвестиционного проекта. В этом случае использование данного предприятия (под данный проект) не всегда оптимально (просто на данный момент времени нет более подходящего предприятия для реализации задуманного проекта), и поэтому инвестиционная стоимость, как правило, несколько выше, чем обоснованная рыночная стоимость.

5. Внутренняя или фундаментальная стоимость (стандарт) — это аналитическая оценка стоимости предприятия, которая определяется не только на основе результатов его текущей деятельности, но и с учетом :

· Наличия, состава и полноты оборудования в технологических цепях;

· Наличия, состава, квалификации и опыта руководителей и специалистов;

· Перспектив развития предприятия (получения прибыли) как целостного комплекса.

Это наиболее реальная и объективная оценка стоимости предприятия. На фондовом рынке специалисты различают курсовую и внутреннюю стоимость акций. Внутренняя (или реальная) стоимость акций определяется внутренней (или фундаментальной) стоимостью предприятия. Акции данного предприятия имеет смысл покупать, если внутренняя стоимость выше курсовой, а продавать — при обратном соотношении цен.

6. Стоимость действующего предприятия — это стоимость функционирующего предприятия, имеющего собственный капитал, ТМЗ, постоянную рабочую силу нематериальные активы (патенты, «гудвилл» — деловая репутация, престиж, связи и т.д.) и не находящегося под угрозой банкротства.

7. Ликвидационная стоимость — это чистая сумма, которую собственник может получить при ликвидации и распродаже активов.

8. Балансовая стоимость — определяется по балансовому отчету как сумма его активов за вычетом накопленного износа, а также сумм краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия.

Тот или иной вид стоимости предприятия определяется в зависимости от сформулированной цели оценки. Кроме того, вид стоимости определяет тот набор методов, с помощью которых она может быть определена.

Следующим шагом после выявления необходимого стандарта стоимости отражающего цели оценки — это выбор необходимых процедур и методов оценки.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.