Ведение учета в бизнесе

Бухгалтерский учет индивидуального предпринимателя — основной показатель эффективности и рентабельности деятельности ИП. Ведение бухгалтерского учета ИП при помощи цифр и графиков дает возможность оценить состояние бизнеса на текущий момент.
Важность бухгалтерского учета для индивидуального предпринимателя состоит в том, чтобы предупредить ИП о некоторых негативных моментах (уход в минус, банкротство, нерациональное распределение денежных средств и прочее).
В связи с важностью этой темы, каждый предприниматель должен знать о том, как вести бухгалтерию ИП. И сегодня мы расскажем своим читателям об этом. Но сначала предлагаем определиться с терминологией.
Бухгалтерский учет индивидуального предпринимателя — это ведение учетных документов по всем хозяйственным операциям ИП.
Задача бухгалтерского учета ИП — производить планирование своей предпринимательской деятельности.
Направления ведения бухгалтерии ИП
Бухгалтерский учет индивидуального предпринимателя принято разделять на три основных направления. Отдельно выделяются:
- управленческий учет (для ИП с целью планирования и построения дальнейшей предпринимательской деятельности);
- налоговый учет (отчетность перед государством).
По действующему законодательству РФ, бухгалтерский учет (в том числе и налогообложение) регламентируется Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N «О бухгалтерском учете» (в ред. от N ).
На основании этого закона, индивидуальный предприниматель, применяя любую из форм налогообложения, обязан вести бухгалтерию.
Возможности правильного ведения бухгалтерии ИП
Большинство ИП ошибочно считают, что самый главный момент в ведении бухгалтерии — своевременная сдача отчетности в налоговый орган. Но необходимость ведения бухгалтерии обусловлена не только этим.
Правильное ведение бухгалтерии ИП может в значительной степени облегчить процесс ведения бизнеса.
Грамотное ведение бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателем дает ему следующие преимущества и возможности:
1. Контроль и оценка рентабельности бизнеса. 2. Общее повышение эффективности предпринимательской деятельности. 3. Контроль над материальными (трудовыми) ресурсами. 4. Грамотное распределение денежных средств (финансовых потоков). 5. Реалистичное видение результатов ведения бизнеса. 6. Возможность избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Как вести бухгалтерию ИП самостоятельно?
Самостоятельное ведение бухгалтерского учета ИП — не такое сложное дело, как кажется изначально. На сегодняшний день в Интернете существует множество публикаций, посвященных теме ведения бухгалтерии индивидуальным предпринимателем.
В ведении бухгалтерии ИП самое главное соблюдать требования к ведению бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателем, которые закреплены на законодательном уровне, и учитывать все нюансы действующего законодательства РФ в области налогообложения.
Ведение бухгалтерии ИП имеет ряд особенностей. Предприниматели, находящиеся на разных системах налогообложения, ведут бухгалтерский, управленческий и налоговый учет. Для ведения бухгалтерии можно разработать собственную систему, которая будет простой и понятной индивидуальному предпринимателю.
Бухгалтерский учет ИП можно вести как при помощи компьютера, так и записывая показатели от руки.
Как вести бухгалтерию ИП на УСН?
При регистрации ИП необходимо выбирать систему налогообложения, в соответствии с которой индивидуальный предприниматель планирует осуществлять свою деятельность.
Российским законодательством для индивидуальных предпринимателей предусмотрена упрощенная система налогообложения или УСН, которая позволяет ИП вести несложный бухгалтерский учет. Ведение бухгалтерии ИП на УСН возможно и без бухгалтерского образования.
Индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения сам определяет объект налогообложения:
- доходы (ставка 6%);
- доходы, уменьшенные на размер расходов (ставка 15%).
Обратите внимание на то, что определение доходов и расходов в обоих случаях производится за весь календарный год.
ИП обязательно должен предоставлять налоговую декларацию по итогам календарного года в налоговый орган (не позднее 30 апреля года, который следует за налоговым периодом).
Помимо этого, индивидуальный предприниматель при наличии наемных работников должен подать в ПФР и налоговую службу сведения о них.
При отсутствии наемных работников у ИП в соответствующей графе ставится «0».
Индивидуальный предприниматель, который применяет УСН, не освобождается от уплаты взносов в ПФР и ФОМС, даже если он не производит выплат и не имеет наемных работников.
Исходя из положений Налогового кодекса, ИП обязательно должны вести «Книгу учета доходов и расходов» (КУДиР).
Не забывайте, что не все расходы учитываются при налогообложении. Особое внимание необходимо уделить доходам и расходам, которые будут относиться к исчислению налога.
В случае если ИП нанимает на работу сотрудников, ему необходимо выплачивать им заработную плату и заниматься ее начислением. Кроме этого нужно уплачивать налоги и взносы в фонды, предоставляя отчетность в ПФР и ФОМС.
При наличии у индивидуального предпринимателя расчетного счета в банке, нужно вести учет прихода и расхода (средств по кассе и счету ИП).
Как вести бухгалтерию ИП на ЕНВД?
Ведение бухгалтерии индивидуальных предпринимателей на ЕНВД предполагает учет расходов и доходов ИП (с учетом физических показателей, которые влияют на базу налога).
ИП на ЕНВД уплачивает налоги до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Страховые взносы в ПФР должны быть уплачены до 31 декабря отчетного года.
Правила ведения бухгалтерии ИП с 2013 года
Нужно отметить, что после вступления в силу Федерального закона № 402 «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерии ИП подверглось ряду изменений.
Индивидуальные предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН), имеют право вести только Книгу учета доходов и расходов.
Индивидуальные предприниматели, находящиеся на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), в соответствии с новыми правилами, должны вести учет всех показателей, необходимых для исчисления налога.
Не стоит забывать, что если ИП на ЕНВД занимается несколькими видами предпринимательской деятельности, то учет нужно вести отдельно по каждому из них.