В организационном плане бизнес плана необходимо

Содержание
Неоднократно в наших статьях мы размышляли о том, что процесс бизнес-планирования априори является итеративным. Он реализуется по некой расширяющейся спирали. Я ни разу не видел, чтобы все нюансы планирования нового бизнеса или направления были отработаны группой разработчиков за один «присест». Перед кульминационным финансовым разделом и анализом эффективности в большинстве общепринятых методик принято включать организационную часть. Такой подход к организационному плану в бизнес-плане проекта логически оправдан. Приглашаю вместе разобраться с назначением и составом данной части документа.
Менеджеры часто воспринимают слово «организация» на уровне эмпирического наития. Это неплохо. Но прежде, чем рассматривать организационный план как один из разделов бизнес-плана, не мешало было бы вспомнить, а что мы понимаем под самим понятием организации. Традиционно она воспринимается как:
Все эти три позиции важны с точки зрения бизнес-плана. Но не менее важным является организационный аспект среды бизнеса. Современный подход здесь склоняется к рассмотрению бизнеса, в том числе и вновь открываемого, как отрытой системы, связанной с внешним миром. При этом, разрабатывая бизнес-план, его авторы должны стремиться к проактивному моделированию внешней среды и внутренних условий организации. Благо, возможности для этого постоянно расширяются. Внешняя среда обычно делится два уровня:
К первому уровню относятся те субъекты отношений, которые способны извне воздействовать на организацию напрямую и получающие от нее обратную связь. Среди таких представителей внешней среды: покупатели, поставщики, конкуренты, трудовые ресурсы, органы государственной власти. Последние две группы для организации бизнеса имеют одно из ключевых значений. Это связано с тем, что рынок труда неизбежно становится мобильнее, все более подстраиваясь под проектную парадигму. Государство начинает понимать, что новый бизнес, особенно малый, необходимо поддерживать. Возникают соответствующие программы на федеральном и региональном уровнях.
Состав организационного раздела
- Присутствие достаточного опыта и инфраструктуры для реализации идеи.
- Принятие рынком идеи и ее маркетинга.
- Технологическая и техническая новизна.
- Производственные возможности.
- Организационное обеспечение реализации идеи.
- Финансовая динамика бизнеса и оценка эффективности проекта.
- Имитационное моделирование.
Основная международная методика UNIDO выделяет следующие элементы организационного раздела.
В целом нужно придерживаться общепринятых принципов международной практики, тем более, если инвестор высокого уровня. Но не надо забывать и о российских особенностях. Я не говорю сейчас про национальную забаву — «серые схемы», хотя и это присутствует, что греха таить. Каждый бизнесмен должен помнить, что входной билет на рынок включает организационно-налоговую модель, которая в условиях конкуренции позволяет выкроить 5, а то и 10% прибыли. Это общепринято, но не принято об этом говорить, хотя и значимо. С учетом сказанного я бы предложил следующую модель состава организационного раздела бизнес-плана применительно к среднему и малому бизнесу.
Некоторые нюансы разработки раздела
Вопросам бизнес-моделирования мы уделим внимание в ряде статей, посвященных организационным аспектам и процессной парадигме управления. Построение бизнес-модели не всегда удается на этапе планирования, и все же укрупненно ее необходимо представлять в момент, когда план бизнеса только верстается. Одним из существенных моментов является кадровая политика и план по штатному расписанию.

В узком смысле, с точки зрения проекта, кадровая политика являет собой набор конкретных правил, рекомендаций и ограничений во взаимоотношениях сотрудников нового бизнеса и организации как работодателя. Классификационно-функциональная модель кадровой политики представлена выше. В статье, посвященной подготовке бизнес-плана проекта, мы кратко затронули вопрос о значении плана по труду как основы для разработки ряда разделов бизнес-плана, включая и организационный план. Хотя термин «план по труду» пришел в современность из советского прошлого, но актуальность его не утрачена и по сей день.