В мире бизнеса является

малый бизнес_строим малый бизнес

Малый бизнес — самый распространенный в мире бизнес. Но большинство людей не знают, как отличить малый бизнес, как его позиционировать. Так как сайт посвящен проблемам малого бизнеса, необходимо определить, что же это такое — малый бизнес? Как это ни странно, ни в одном источнике я не нашел конкретного определения — что такое малый бизнес. Есть множество различных критериев разделения бизнеса на малый, средний и крупный бизнес.

Как обычно определяют малый бизнес.

Сегодня определение малого бизнеса очень условно. Его определяют и по объему производства, и по количеству занятых в бизнесе наемных работников, и по выполняемым бизнесом функциям и т.д. Все эти критерии разделения довольно условны. Так, например, бизнес с тридцатью наемными работниками следует отнести куда — к малому или среднему? Я не знаю. А бизнес со 100 наемными работниками?

Также условно и разделение по объему производства. Даже в разных странах эти критерии различны. Так бизнес с совершенно одинаковым объемом производства в одной стране может определяться как малый бизнес, а в другой — как средний. В некоторых странах вводится дополнительная категория бизнеса — мелкий бизнес, который предшествует малому.

Некоторые авторы предлагают разделять бизнес смешанным путем: т. е. в совокупности количества наемных работников и объема производства. Этим методом разделения пользуются налоговые службы многих стран. Но и этот метод весьма условен и не дает четкого разделения на категории.

К примеру, в России, в зависимости от средней численности работников, бизнес делится на: микро предприятия — до 15 работников; малые предприятия — до 100 работников; средние предприятия — до 250 работников. Соответственно по годовому объему производства (выручки от реализации), предприятия делятся на: микро предприятия — до 60 млн. рублей; малые предприятия — до 400 млн. рублей; средние предприятия — до 1 млрд. рублей. В Евросоюзе разделение бизнесов следующее: микро предприятия — до 9 работников и до 2 млн. евро годовой оборот; малое — до 49 работников и до 10 млн. евро годовой оборот; среднее — до 249 работников и до 50 млн. евро годовой оборот.

Ну и для полноты картины приведу критерии разделения бизнесов в США. В США существует стандарт для определения размера малых предприятий. Ключевыми критериями являются число работников и величина годового дохода. В общем случае для малого бизнеса определены критерии: до 500 работников и до 6 млн. долларов годовой доход. Но есть множество поправок в зависимости от рода деятельности бизнеса. Так, например, в оптовой торговле малым будет считаться бизнес с количеством работающих до 100 человек.

Какой подход нужен для позиционирования малого бизнеса.

малый бизнес_книга_малый бизнес

Всеми вышеперечисленными критериями легко пользоваться налоговым органам, службам поддержки малого бизнеса и банкам при выдаче ссуд, а государственным законотворческим органам определять льготы и средства поддержки малого бизнеса. Но для понятия сути «малый бизнес» эти критерии совершенно не верны.

Малый бизнес требует свой, во многом отличный от крупного бизнеса, подход. Свой подход к организации и управлению, к маркетингу и работе с партнерами, к управлению качеством и ценообразованию. Необходимо отметить, что в последнее время появилась неплохая литература по маркетингу для малого бизнеса, но в остальном ее явно недостаточно.

Такое определение малого бизнеса, как принято сейчас , позволяет увидеть, почему авторы огромного количества литературы по экономике, менеджменту, теории и практике бизнеса и пр. не дают конкретных ответов на возникающие в малом бизнесе вопросы, а иногда предлагают абсолютно неправильные пути. Определяя малый бизнес по объему производства или по количеству работников, они рассматривают его как небольшой крупный бизнес, что, я думаю, не всегда оправданно. К литературе по малому бизнесу требуется свой, возможно более конкретный, подход авторов, необходимо поменьше теории и формул, или откровенной воды, а больше практических советов и деловых рекомендаций.

Как следует определять малый бизнес.

Так как же необходимо отличать малый бизнес (или, если хотите мелкий) от других видов бизнеса. На мой взгляд, разделение бизнеса на категории (опять же условно) можно проводить по количеству функций, выполняемых их хозяевами или руководителями. Ведь в малом бизнесе в большинстве случаев сам предприниматель и выполняет функцию руководителя, особенно на начальном периоде существования бизнеса.

Так вот, если предприниматель в своем бизнесе выполняет все непроизводственные функции сам (например, директора, экономиста, технолога, снабженца, сбытовика) или привлекает для этого не более одного-двух работников — это малый бизнес (или мелкий). При этом количество наемных работников, занятых непосредственно в производстве, а также объем производства не ограничены.

Если каждую из управленческих функций (а сюда, к вышеперечисленным функциям, следует добавить секретаря, курьера и прочих вспомогательных работников) выполняет отдельный работник, но один (т. е. не участвующих в производстве работников будет 3 и более), это бизнес средний.

Если для выполнения каждой из управленческих функций требуется более одного работника (т. е. подразделений), это бизнес крупный. К этому следует добавить, что количество работников, непосредственно не занятых в производстве, предприниматель сделает минимальным, потому что главный критерий работы бизнеса — получение максимальной прибыли.

Заключение.

При таком подходе к определению малого бизнеса, как мне кажется, гораздо удобнее оптимизировать его бизнес—процессы, конкретизировать рекомендации, выбрать свой подход к литературе и информации в помощь малому бизнесу. Неудобства такого определение могут быть в вышеперечисленных налоговых и государственных службах. Но я думаю, им вообще не следует делить бизнес на категории. Просто определить, что бизнес с числом работников до «Х» человек и объемом производства до такой-то суммы имеет какие-то льготы в налогах, регистрации, прочие исключения и дополнения. Но чем всяких исключений и дополнений меньше, тем легче работать любому бизнесу, а особенно малому бизнесу. Но это уже совсем другая тема.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.