Условия развития малого и среднего бизнеса

Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность малого предпринимательства, его значение для экономики страны 6

1.1. Понятие малого предпринимательства 6

1.2. Динамика развития малого предпринимательства в РФ 8

1.3. Государственная поддержка малого предпринимательства 13

2. Условия и факторы развития малого предпринимательства 18

3. Проблемы и условия развития малого предпринимательства в Кировской области 24

3.1. Приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Кировской области 24

3.2. Кредитование субъектов малого предпринимательства 28

3.3. Анализ динамики развития малого предпринимательства в Кировской области 33

Заключение 37

Список литературы 39

Введение

Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.

Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 12% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП1.

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса2.

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов3. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса — социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

Очевидно, что ранее действовавший Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»1 не обеспечивал надлежащего уровня правового регулирования предпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиям развития российского общества. Отдельные положения данного Закона, закрепляющие те или иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носили декларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимость совершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результате чего 06.07.2007 Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2.

Таким образом, нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства с 01.01.2008 стал Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Проблемы развития малого предпринимательства исследованы в работах Диченко Е.В., Белоноговой О.А., Ибрагиевой А.А., Кузнецовой А.Н., Ворохолиной Л.П., Доржие-вой Ц.Д., Кустовым Н.Н., Литвиновой О.И., Гулеши М.М., Иванова С.А., Наумова Ю.Г. и др.

В трудах указанных ученых рассмотрены экономические и организационно-правовые проблемы формирования, функционирования и развития предприятий малого бизнеса. Однако, многие работы были выполнены в других экономических и социально-политических условиях, в ином информационном и правовом пространстве и порой не отражают современных реалий.

Важность малого предпринимательства для экономики страны, а также изменения, которые произошли в сфере правового регулирования малого предпринимательства определяют актуальность исследования, проведенного в данной работе.

Необходимость комплексного подхода, учитывающая развитие малого предпринимательства на государственном, региональном и муниципальном уровнях обусловили тему исследования.

Целью работы является исследование условий развития и проблем малого предпринимательства в Кировской области.

В соответствие с поставленной целью в работе решается ряд взаимосвязанных задач:

1. Анализ понятия и сущности малого предпринимательства.

2. Рассмотрение условий и факторов развития малого предпринимательства в региональном аспекте.

3. Исследование проблем и условий развития малого предпринимательства в Кировской области.

Объектом исследования является малое предпринимательство как важнейший сектор экономики региона.

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере малого предпринимательства.

Теоретической и методологической базой исследования являются диалектический метод познания действительности как в целом, так и конкретной проблемы; современная экономическая теория; законодательные акты; труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам развития малого предпринимательства на государственном и региональном уровнях.

1. Понятие и сущность малого предпринимательства, его значение для экономики страны

1.1. Понятие малого предпринимательства

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также — Закон № 209-ФЗ). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия — до 15 человек;

  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

  • для микропредприятий — 60 млн. рублей;

  • для малых предприятий — 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства1.

В заключение данного параграфа можно отметить, что необходимость эффективного функционирования малых форм хозяйственной деятельности определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д.

Подлинная цель экономических реформ — создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Развитие малого предпринимательства — уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания предприятий малого бизнеса являются

— активизация структурной перестройки экономики;

— насыщение потребительского рынка товарами;

— преодоление отраслевого и регионального монополизма;

— расширение конкуренции;

— создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.