Условия партнерства в бизнесе

Партнерства, как романы или браки, начинаются с большими надеждами и хорошими намерениями всех участвующих сторон. А вот заканчиваются они довольно часто как скандальные разводы — с горечью расставаний, раздражением об упущенных возможностях и, как следствие, разорением и прекращением доверительных отношений. Так нужны ли нам партнерские отношения? И если нужны, то каким образом избежать или хотя бы минимизировать неприятные моменты, чтобы получилось, как в сказке: «И жили они вместе долго и счастливо»?

Для начала давайте определимся, кто такой «партнер» именно для вас? Какими качествами характера он должен обладать, чтобы ваши идеи в бизнесе смогли реализоваться, а ваше дело успешно процветать? Вот что мне ответили на эти вопросы наши уважаемые эксперты.

Алла Комиссарова, генеральный директор OOO «Принцесса Шоко»:

— Для меня партнер — это человек, разделяющий моральную и материальную ответственность за общее дело, уверенный в правильности, своевременности и необходимости совместных действий, нацеленный на успех и обладающий схожими с твоими общечеловеческими ценностями.

Как правило, этими качествами обладают люди из близкого окружения — друзья или члены семьи. Но совместный бизнес — это серьезная проверка отношений.

У меня не было необходимости в партнере, я придумала и развиваю свой шоколадный бизнес сама. Я с самого начала решила, что хочу открыть небольшое шоколадное ателье, в котором будут создаваться конфеты и шоколад ручной работы из натуральных и качественных ингредиентов без консервантов, искусственных ароматизаторов и др., и что всю рецептуру и технологию мне нужно освоить самой.

С чего начинается создание бизнеса? Вы скажете, что бизнес начинается с идеи. И это верно. Но кроме идеи бизнес — это всегда отношения. А отношения бывают и хорошие, и плохие. чтобы партнерство было успешным и эффективным, нужно выполнить несколько простых условий.

Главное, на что следует обратить внимание при создании бизнеса на двоих, это совпадение целей и общее видение основных принципов ведения этого самого бизнеса. Если люди по-разному видят развитие дела, то бизнес начинает разрушаться изнутри.

И только в том случае, если совладельцы мыслят в одном направлении, бизнес способен выдержать самые тяжелые времена и еще больше укрепиться.

Во-вторых, нужно суметь построить фундамент бизнеса. Ведь его зарождение — самая трепетная стадия, и точно так же, как ребенку в момент взросления нужна опора и защита, так и бизнесу на этапе зарождения нужно особое внимание — от этого зависит, насколько крепким и жизнеспособным он будет в дальнейшем. Не стремитесь извлекать всю полученную на этапе становления бизнеса прибыль, а вкладывайте в него.

Ну и, в-третьих, помните, что уважение и доверие между партнерами — залог успешного бизнес-союза. Умейте не только слушать, но и слышать своего коллегу, а такие качества, как гордость, упрямство и самолюбие, нужно постараться оставлять за бортом, ведь это лишь эмоции, оказывающие негативное влияние на бизнес.

— Алла, расскажите, с чего вы начинали свой бизнес?

— Я придумала концепцию интересного бизнеса, привезла технологию производства, оборудовала шоколадный цех, нашла и обучила кондитеров-шоколатье для нашего производства, запустила сайт с интернет-магазином, открыла первую торговую точку, сейчас готовится к открытию второй шоколадный проект — кафе-бутик с мастер-классами для всех желающих. Но на все катастрофически не хватает времени, и, на мой взгляд, все могло бы развиваться значительно быстрее и масштабнее, если бы у меня был партнер-единомышленник, с которым можно было бы разделить весь объем административной и PR-работы.

Женщине в бизнесе вообще сложнее, потому что очень много времени надо уделять семье и детям (а у меня их трое), и часто стоишь перед выбором — идти на родительское собрание или ехать на встречу с потенциальным корпоративным клиентом, и этот выбор не всегда однозначен.

Поэтому бизнес-партнер, в равной степени влюбленный в ваше общее дело и заинтересованный в его успехе, обладающий профессиональными навыками в области управления и развития проектов, готовый на любом этапе проекта самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность, был бы более эффективен, чем наемный менеджер.

Конфликт: кто виноват и что делать?

Причин конфликтов великое множество. Но можно выделить основные. Как правило, разногласия и непонимание возникают из-за того, что у владельцев разные цели и, как следствие, разное видение развития бизнеса. К примеру:

Совладельцы не могут согласовать стратегические цели, не могут согласовать набор действий по достижению этих целей. Каждый тянет одеяло на себя, бизнес не развивается, и все это приводит к банкротству.

Еще одной часто встречающейся причиной можно назвать несогласованность функций и ответственности каждого из партнеров. Недовольство может возникнуть, поскольку один из партнеров работает больше другого. Поэтому важно в самом начале определить функции каждого и кто какой вклад будет вносить в развитие бизнеса.

Наталия Смехова, конфлитолог, медиатор в мировых судах Санкт-Петербурга:

— В бизнесе мне приходилось сталкиваться с разными ситуациями, в которых люди (иногда это были даже одни и те же люди) вели себя очень по-разному. И бывало, я продолжала сотрудничество с людьми, которые при первом контакте не оправдывали моих ожиданий, но последующие контакты оказывались весьма продуктивными и взаимовыгодными. Если бы я подписала человеку приговор после первого неудачного контакта, я бы, возможно, лишила себя выгод, полученных впоследствии.

Таким образом, бизнес, как мне видится, — не та деятельность, где деление людей на честных и нечестных и достойных и недостойных имеет смысл и коммерческую выгоду. Бывает полезнее поразмышлять: «Что получу я при сотрудничестве с ними и что хочу отдать взамен? Хорошо ли мы договорились?»

И только потом принимать решение на основании своих размышлений. Хотя, конечно, если душа по каким-то причинам совершенно не лежит к сотрудничеству с определенным человеком или компанией, лучше не заставлять себя работать с ними, хотя бы ради собственного спокойствия.

Как показала моя практика, когда мне казалось, что меня обманули или повели себя, с моей точки зрения, непорядочно, то чаще всего в этой договоренности при более тщательном рассмотрении находились существенные недостатки в виде неоговоренных моментов. Это порождало неопределенность, свободу толкования или не влекло тех обязательств, которые подразумевал один из партнеров. Как результат, конфликтный пункт приводил к разочарованию как минимум одного, а зачастую и обоих партнеров. Так что то, что мы видим как обман или непорядочность, часто оказывается следствием нашего иллюзорного представления об истинной сути договоренности (иллюзия — обман чувств).

Одна голова хорошо, а две лучше, или Почему партнерство выгоднее?

Я бы сказала так: есть хорошая русская пословица — «Одна голова хорошо, а две лучше». Поэтому в партнерстве вести бизнес эффективнее и результативнее, но при условии, что взаимоотношения выстроены грамотно и партнер вас дополняет. Объясню, почему.

Возможности одного человека в бизнесе, как правило, ограничены. Поэтому если компанию создает не один человек, а два или три, то это больше возможностей и больше шансов для успешного развития. А вот что касается управления бизнесом, то здесь все наоборот. Если один человек сам себе хозяин, сам принимает решения, что делать, когда делать и как делать, то в партнерстве нужно согласовывать свои решения. Интересы команды придется ставить выше, чем свои личные. В каком случае человек соглашается на это? Только тогда, когда он чувствует, что ему нужна поддержка в лице партнера. Кстати, очень часто предприниматели начинают бизнес вместе с друзьями. Поэтому заранее обговорите все возможные риски вплоть до мельчайших нюансов, чтобы потом не разрушить дружеские отношения. Дружба, основанная на бизнесе, гораздо крепче бизнеса, основанного на дружбе. В общем можно сказать, что работа в партнерстве многократно увеличивает эффективность бизнеса.

Юлия Руденко, управляющий партнер консалтинговой компании «Integral Projects»,

бизнес-консультант:

— Партнерство в бизнесе — это основополагающий принцип для меня, без него невозможно достижение сложных «целей-вызовов». Под партнерством я понимаю совместную реализацию значимых для партнеров целей. Ключевыми составляющими успешного партнерства являются доверие, компетентность и вовлеченность. Если нет одной из этих составляющих, партнерство может потерять в качестве и, как следствие, в результативности и достижении той цели, ради которой партнерство возникло. Необходимость партнерства для меня определяется через ответы на следующую последовательность вопросов: Нужно ли с ним / с ними выстраивать именно партнерские отношения, а не какие-то еще, например, отношения заказчик-исполнитель? Какими компетенциями партнер, или партнеры, должны обладать?

Еще один важный вопрос, которым важно задаться и который, как показала моя консалтинговая деятельность, часто оказывается за пределами внимания: «Каким вы являетесь партнером для других людей?»

Партнерские отношения — улица с двусторонним движением, где реализуются ожидания, проявляются сильные стороны, начинают «сигналить» зоны развития всех участников процесса. Ища себе достойных партнеров, важно самому становиться достойным партнером для других.рекомендации для тех, кто решил вести бизнес в партнерстве.

Входите в партнерство с человеком, ценности которого вы сами разделяете. У вас должны быть близкие ценностные ориентиры, схожая картина мира, иначе ничего хорошего из сотрудничества не выйдет. Определитесь, нужно ли вам вступать в партнерство сейчас, и если да, то обязательно пропишите для себя, что вы хотите получить от партнерства: дополнительные ресурсы для привлечения клиентов, дополнительные каналы продвижения, снижение затрат? А может, вы чувствуете нехватку компетенций в каком-либо вопросе управления бизнесом и хотите найти человека, который бы вас дополнял в этом?

Опираясь на цели, определите, на каких условиях вы готовы войти в партнерство, чем вы готовы поделиться, будет ли это партнерство на равных или доли будут распределяться иначе, кто какую ответственность будет нести, как будут приниматься решения. Желательно по максимуму все нюансы продумать вначале, чтобы избежать в будущем серьезных разногласий. Ваш партнер по бизнесу должен обладать навыками и иметь компетенции, которыми не обладаете вы. Только так получится эффект синергии.

В ситуации, когда компетенции совладельцев совпадают, один из них не нужен.

Ирина Самусенко, специалист , коуч по планированию и управлению карьерой,эксперт Souzconsalt Transfer Technology, бизнес — консультант:

— Очень часто считается, что партнерами можно стать только на самом старте проекта, но, как показывает практика, зачастую в поддержке нуждаются и те проекты, которые уже прошли путь от идеи до изготовления первого прототипа. В таком варианте сложность проявляется в принятии и адаптации нового участника бизнеса, его вхождении в уже существующую модель взаимоотношений. В этом случае от каждой стороны требуются чуткость и уважение.

К сожалению, в нашей стране этика в бизнесе выносится на самое последнее место, а подчас и совсем игнорируется. Но в то же время есть тенденции, указывающие, что отношения в бизнес-среде становятся все более цивилизованными.

Что я понимаю под партнерством в бизнесе? Прежде всего, когда есть абсолютное понимание у всех членов команды определенного будущего, его качества, его структуры, его содержания, его стоимости в целом и для каждого участника в отдельности. Кроме этого, выработаны и приняты определенные правила сотрудничества, определяющие не только критерии участия каждого партнера, но и правила, определяющие порядок рассмотрения возможных конфликтов. От партнеров требуется понимание и принятие друг друга, наличие ценностей, одинаково важных для каждого, наличие общего языка, понимания своих сильных сторон, также сильных сторон партнеров.

В этом смысле мне очень нравится английская практика составления соглашения между партнерами, которая блестяще была обыграна в сериале «Теория большого взрыва» как установление правил проживания между двумя учеными, снимающими одну квартиру на двоих.

Подводя итоги: настраиваемся на позитив и сотрудничаем!

Чтобы удержать прежних клиентов и завоевать доверие новых, помимо высококлассного сервиса, индивидуального отношения и первоклассных специалистов необходима также неиссякаемая энергия руководителей, которая возможна только в случае взаимопонимания и стремления к единой цели.

Огромную роль в построении надежных и долгосрочных партнерских отношений играет работа над собой. Я говорю о неком интеллектуальном творчестве, совместимом с трудолюбием. Надо много работать в удовольствие, думать, анализировать, подниматься над проблемой или ситуацией и принимать нестандартный, творческий подход к ее решению.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.