Учет и отчетность малого бизнеса

Отчитываться перед государством по результатам деятельности — обязанность любого предприятия (ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ). И это нужно делать своевременно. Несдача отчетности влечет за собой штрафы и повышает вероятность проведения налоговой проверки.

Отчетность для малого бизнеса

Требования к бухгалтерскому учету приведены в ФЗ от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ. Основу бухгалтерской отчетности составляет баланс и отчет о финансовых результатах. Также необходимо составлять пояснительную записку, если в этом есть необходимость.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий может быть полной или упрощенной.

Упрощенную форму могут применять:

  • малый бизнес;
  • некоммерческие организации.

Делать это можно только в том случае, если сфера деятельности не находится в списке исключений. В частности, фирмане относится к микрофинансовым компаниям, юридическим консультациям, нотариальным и адвокатским бюро.

Критерии малых предприятий

К субъектам малого предпринимательства относятся компании, если:

  • их выручка без НДС за прошлый календарный год составила до 800 млн руб.;
  • средняя численность работников не превысила 100 человек;
  • доля государства, фондов, крупных компаний до 25%.
Рис. 1. Малый бизнес

Рис. 1. Малый бизнес

При этом совершенно неважно, какую систему налогообложения фирма применяет, т.к. от этого статуса зависят требования только к бухгалтерской отчетности и учету. Налоговый учет — это другое.

Однако в 2015 все предприятия на упрощенке автоматически приравниваются к субъектам малого предпринимательства. Все просто: чтобы применять УСН, выручка не должна быть выше 64 млн руб. в год и это значение входит в лимит 800 млн руб.Но, опять же, если фирма подходит по доле государства/фондов. Состав учредителей в данном вопросе важен.

Статус малого предприятия присваивается компании, если в течение трех лет подряд она удовлетворяет перечисленным выше критериям. Например, 2013, 2014 и 2015 гг. Чтобы фирма относилась к субъекту малого предпринимательства, не нужно никуда подавать никакие документы.

Если компания только зарегистрировались, то в первый год при соблюдении лимита на операции, численности работников и подходящего состава учредителей, то предприятие автоматически относится к малому бизнесу.

Отчетные документы

Малые компании могут формировать отчетность по упрощенной схеме. Но также они имеют право делать это на общих основаниях. На каждом предприятии этот вопрос решают самостоятельно. Кроме того, бланк можно разработать самостоятельно.

И в том, и в другом случае обязательно сдается 2 документа (скачать бланк отчетности на 2015 год):

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах (ранее — отчет о прибылях и убытках).

Разница между ними заключается в необходимости детализации. В упрощенном варианте не нужно все расписывать по статьям, в общем сделать это необходимо. В первом случае более простая форма, во втором она сложнее.

Перед заполнением документов необходимо сделать итоговые проводки за год, закрыть все счета компании.

Рис. 2. Форма баланса для малого бизнеса

Рис. 2. Форма баланса для малого бизнеса

Для сравнения: полная форма раздела пассива «V. Краткосрочные обязательства» ОАО «Газпром» за 2014 год.

Рис. 3. Пример одного раздела полной формы

Рис. 3. Пример одного раздела полной формы

В упрощенной форме в отличие от полной только одна строка.

Рис. 4. Форма отчета о финансовых результатах

Рис. 4. Форма отчета о финансовых результатах

Если нужно указать дополнительную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние организации, или требуется раскрыть принципы учетной политики и другие важные сведения, составляют приложение.

Как заполнять формы

Основа для заполнения форм — данные бухгалтерского учета. Перед заполнением необходимо сделать все проводки и закрыть открытые счета (скачать заполненный пример).

Изменения вносить нельзя. Если в упрощенной форме нет возможности прописать нужные сведения, следует использовать общий бланк.

Исправлять ошибки можно. Как это делать, рассказывается в видео:

При укрупнении показателей код строки нужно указывать того из группы, доля которого больше.

Кому отчитываться

Если предприятие зарегистрировано после 30 сентября, то отчитываться оно должно не в следующем году, а через год и за весь срок с начала ведения деятельности.

Отчитываться нужно за год, промежуточные формы заполнять не требуется. Но делать это можно для самопроверки или по требованию руководства компании.

Подавать отчетность необходимо в 2 органа:

  • налоговую инспекцию;
  • Росстат.

Сделать это требуется в срок до 31 марта года.

Примечание: Для малых предприятий бухгалтерский учет можно вести самостоятельно (экономя на бухгалтере) при помощи интернет-сервиса «Мое дело».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.