Туристический бизнес в крыму

Крымский полуостров — достаточно известное место отдыха еще со времен Российской империи. Недаром здесь возводили дворцы императоры и знать. В советские времена в Крыму активно строились пансионаты и дома отдыха для трудящихся и интеллигенции.

Полуостров называли всесоюзной здравницей. Сюда на отдых приезжали жители всех 15 республик. Сама природа создала здесь все условия для отдыха и оздоровления: уникальный климат, целебный воздух, больше ста минеральных источников, лечебные грязи. А красота какая!

С годами в Крыму все больше развивался туристический бизнес: автопешеходные туры и обычные пешие походы. Именно таким бизнесом занимались сегодняшние гости журнала Reconomica — молодая пара из Крыма.

Содержание материала

Как появилась идея

Меня зовут Ольга Шрейнер, живу я в Симферополе. Бизнес наш был запущен в 2006 году (мне тогда был 31 год) и проработал 9 лет.

Идея создать бизнес зрела года два. Вдохновителем была я, а муж — просто учителем географии. К тому же он умел ходить по горам, вдохновенно и профессионально.

Да и вообще, занимался этим делом еще со времен CCCP, проработав после окончания геофака на нескольких крупных турбазах Крыма.

Заманчивое предложение

В школе мужа, среди родителей учеников, мы нашли своих спонсоров. Олега в школе уважали и высоко оценивали его работу гида, родители часто отправляли своих детей с ним в походы.

На одном из собраний папа одной ученицы просто спросил мужа, не хочет ли он попробовать заняться бизнесом в его любимом деле — туризме. Мы дома подумали, и муж ответил согласием.

Тогда нам дали задание набросать список необходимых приобретений. Бизнес-плана как такого и не было, потому как мы были новичками в бизнесе — вообще, не знали ни о сроках окупаемости, ни о планируемой прибыли.

Итак, туры по Крыму

Так на чём же мы собирались делать деньги? На турах по Крыму.

В разработку мы взяли лишь малый сегмент рынка туристических услуг — автопешеходные туры и обычные пешеходные походы с рюкзаком по Крыму.

Каждый занялся тем, что умеет делать. Распределение обязанностей было следующим: муж — гид, я стала администратором сайта и нашей фирмы (именно эта должность лучше всего подходила мне как маме двухлетнего малыша), а наши компаньоны занимались отчетностью и защитой бизнеса.

За месяц мы с мужем сделали сайт, оформили хостинг и 28 марта запустили наше компьютерное детище в интернет. Именно эту дату мы считаем днем рождения нашей фирмы.

Читайте также: Отдых на морском побережье Болгарии: две недели за 17 000 рублей! Секреты бюджетного туризма.

закат, Крым

Что мы имели

На начало летнего сезона 2006 года основными средствами фирмы стали:

  • 20 штук спальников и туристических ковриков-пенок;
  • 10-12 двухместных и трехместных палаток;
  • кухонное оборудование и принадлежности для организации питания на маршруте (готовить собирались на газу, на кемпинговых плитах);
  • веревки, карабины, беседки — для несложного лазания по горам и пещерам;
  • 2 стареньких КАВЗа для переездов с одного места стоянки в походе на другое.

На это всё мы потратили стартовый капитал в размере 10 000 долларов, который полностью состоял из денег наших компаньонов. В 2006 году эта сумма была эквивалентна 26 000 рублей.

Первая прибыль

Прибыль было принято решение делить 50 на 50. Туры мы продавали в долларах, так было проще для наших постоянных туристов из России и Украины.

В первый же летний сезон 2006 года мы заработали примерно 500 долларов. Компаньоны великодушно разрешили не отдавать пока часть нашей прибыли в погашение стартового капитала (всего мы должны были отдать 5 000 долларов, 10 000$\2 = 5 000$).

В первый поход приехало 12 человек. Так один из друзей Олега, собрав целую компанию, поддержал его бизнес-начинание. На туре у нас работали, помимо гида, повар и водитель.

Компаньоны за первый сезон проделали серьезную работу, которую мы бы точно в то время не осилили — помогли найти водителей на автобусы и сами вели с ними переговоры.

А всё потому, что мы совсем не разбирались в технике и, как оказалось, воспитывать водителей — дело не для слабонервных. Автобусы ломались и постоянно ремонтировались, а водители нередко выходили из-под контроля и, выпивши вечером после тяжелого трудового дня, могли не поладить с приехавшим на наш тур туристом.

Итак, в 2006 году мы провели всего 3-4 тура. Теперь посчитаем:

  • Среднее количество человек в группе — 10.
  • Стоимость 14-дневного тура была примерно 170-200 долларов.
  • Себестоимость тура при количестве 10 человек — 40% от стоимости тура.

То есть, если мы набирали группу в 15 человек, то наша совместная с компаньонами прибыль была около 1800$. Она делилась пополам, и на руки наша семья получала примерно 900$ за тур.

Развитие бизнеса

Так продолжалось в течение 3-4 лет. Это было хорошее время: мы смогли подремонтировать квартиру и родить еще одного ребенка. Муж все меньше брал часов в школе, больше времени уделяя бизнесу.

Имея на руках уже двух детей, мне стало сложно выполнять административные обязанности в фирме, так как родственников в Крыму у нас с мужем не было. Нужно было не только отвечать на звонки и модернизировать сайт, нужно было придумывать новые туры, узнавать о новых объектах размещения.

Читайте также: Путешествуем экономно. Красоты Будапешта глазами пенсионера (пошаговая инструкция к поездке).

поход

Не взять ли помощника

Казалось бы, возьмите помощников, и проблема будет решена. Но помощник администратора обладал бы неограниченным доступом к контактам туристов и мог поделиться этой базой с конкурентами или, попросту, использовать в своих целях. Помощник инструктора, как правило, через год-два начинает верить в свои силы гида настолько, что уходит из фирмы сам и забирает с собой часть клиентов.

Мы решили так не рисковать, посчитали, что справимся. И придумали купить машину! «Станем мобильнее и всё будем успевать,» — рассуждали мы. Поднакопили, купили.

И вот тут, нас подвели компаньоны. Не вдаваясь в подробности, получилось так, что купить-то купили, а ездить на машине в Украине не можем — она с правым рулем. В итоге, машину отдали родителям в Россию. Прощай мобильность, мы снова без колес!

Читайте также: Как объездить всю Россию без ущерба для бюджета. Несколько эффективных лайфхаков.

Знакомство с «крышей»

Весной следующего года мы решили расстаться с компаньонами. И — расстались.

В первый же сезон без компаньонов мы уже напрямую познакомились со своей «крышей». Казалось бы, что «крышевать» в туризме? В нашем случае, это был транспорт.

Старой технике (автобус КАВЗ) трудно было пройти техосмотр, нормальные документы на такую рухлядь было оформить сложно. За хорошую технику нужно было отдавать от 9000$ и выше. Таких денег на руках у нас, после неудачной покупки личного авто, не было.

Когда «крыша» запросила 30% от прибыли, мы решили, что надо что-то делать.

Покупка автобуса

Нам пришлось отработать летний сезон и все деньги от прибыли вложить в покупку более удобного и не такого потрепанного экскурсионного автобуса IKARUS с укороченной базой. Наш автобус должен был уметь ездить не только по шоссе, но и по бездорожью, поэтому всякие Спринтера и Газели нам не подходили совсем.

И что самое радостное, теперь мы могли без страха ездить по дорогам Крыма, потому что у нашего автобуса было все, вплоть до лицензии, за что отдельное спасибо хозяину! Теперь мы решили уйти и от «крыши». Зачем нам она?

У нас же с транспортом всё в порядке. ИП свое в то время уже было открыто, но первое время туры проходили с телохранителями, замаскированными под туристов.

После воссоединения с Россией

А потом пришел 2014 год — воссоединение Крыма и России. В том году почти никто не приехал на отдых в Крым ни из Украины, ни из России. Неспокойное время было, и туриста, конечно, можно было понять.

2015…2016. Туры по количеству человек стали больше походить на индивидуальные. Частные гиды, операторы активного туризма из России с разветвленной клиентурой стали проводить в Крыму очень дешевые туры, потому что они могли себе это позволить. А мы — нет, так как цены в Крыму стали уже «московскими». К тому же, часть наших туристов стали ходить по полуострову без опаски самостоятельно.

Читайте также: Ценовая политика в Крыму от начала 90-х до наших дней. Ценная (бесценная) информация от коренного жителя полуострова.

Наш бизнес сейчас

В настоящее время наш бизнес больше похож на какое-то хобби — пару-тройку туров за весь год по низкой цене.

Сейчас нам уже 43 и 53. У нас по-прежнему двое детей, и нет родственников в Крыму. Мы много пережили в своем бизнесе. И наши постоянные клиенты, которые приезжают к нам иногда уже не как клиенты, а друзья, платят за путевку, чтобы наш бизнес совсем не заглох.

На Новый год у нас в Крыму собирается целая команда из 30-35 человек и мы продолжаем «топтать» горные тропинки нашего неповторимого полуострова.

поход

В каждом бизнесе есть взлеты и падения, и это понятно. Если ты дорожишь профессиональным выбором, который ты сделал однажды, то ты обязательно найдешь выход, верное решение, которое приведет твой бизнес к успеху.

Так что мы еще походим по Крыму, непременно! Будет ли это вновь бизнесом или нет, зависит от нас самих!

У нас есть немало примеров. Целые туристические династии работают на территории Крыма. Муж и жена, их подросшие дети — все водят туристов в горы, работают в команде слаженно и четко: правильное разделение обязанностей, объективность, никаких поблажек даже близким родственникам, деньги — в общую копилку.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.