Треноги на дороге частный бизнес

С 2014 года российские законы позволяют частным лицам приобретать камеры фиксации нарушений на дорогах. Чаще всего эти устройства выявляют превышение скоростного режима и отправляют данные в ГИБДД. А владелец чуть позже получает свою долю от уплаченного штрафа. Такому бизнесу уже придумали меткое название — «получение дохода без усилий». Обозреватель «Вестей FM» Сергей Артемов попробовал прицениться к персональному дорожному дозорному.

Мобильные устройства для измерения скорости все чаще можно увидеть на российских дорогах: стоит коробка на треноге на обочине и запоминает все происходящее. И все чаще возле таких приборов нет патрульных машин ГАИ. Или они вообще вмонтированы в крыши микроавтобусов. Остановилась машина, выдвинулся плафон с окулярами — и закипела работа. Для частных лиц это действительно может быть разрешенной работой, если приобрести комплект оборудования. Стоит он недешево — от 850 000 рублей. Но если бы мы загорелись подобной идеей, то, по словам менеджера дилерского центра Александра, ждать пришлось бы недолго.

АЛЕКСАНДР: Срок поставки прибора — от 2 до 3 недель. 50% предоплаты. Либо по безналу, либо договор. Хотите — как ИП, хотите — как ООО.

КОРР.: Постановка на учет в дальнейшем необходима?

АЛЕКСАНДР: Это уже не к нам вопрос, это в дальнейшем в ГИБДД и в местную управу, где вы будете ставить.

КОРР.: А насколько точны приборы ваши? У них существует какая-то возможность регулировки? В том плане, что у нас есть работники, которые будут находиться на месте, чтобы они не подкрутили.

АЛЕКСАНДР: Настройка прибора — сразу с завода: номер, штамп. Если кто-то прошивку поменяет, то прибор сразу выключается. Пусть даже не пытаются.

КОРР.: То есть фактически прибор придет в негодность и будет испорчен?

АЛЕКСАНДР: Да.

Регистрацию придется пройти в ЦАФАПе — Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений. Они работают при региональных управлениях ГИБДД. Там же заключается договор, в котором есть и третья сторона — местные власти. А дальше — можно ставить заветную треногу около трассы. Где — определяет также ГИБДД. Премия подрядчика тоже оговаривается в этом соглашении, говорит адвокат Владислав Кочерин.

КОЧЕРИН: Все это определяется договором, соответственно, условиями тендера, постановлениями местных органов государственной власти.

Для Московской области на сегодня предельная выплата концессионерам-фиксаторам составляет 230 рублей за одно выявленное правонарушение. Устройство отмечает превышение скорости, сохраняет в памяти его фото или видеосъемку, отмечает данные о времени и месте — и моментально отправляет все это в тот же ЦАФАП, откуда водителю приходит квитанция о штрафе.

На сайтах бизнес-консультантов можно найти подробные статьи на тему, которые описывают плюсы такого занятия. Вот основные:

1. Возможность получения дохода без дополнительных усилий — достаточно купить аппаратуру и нанять ответственного за обслуживание работника.

2. Доход без дополнительных операционных затрат — оборудование имеет длительный срок службы.

3. Не нужно самостоятельно заниматься сбором платежей — из бюджета причитающаяся сумма будет перечисляться в установленные сроки.

Не забыта и важная социальная функция — возможность принести пользу обществу, предупреждая правонарушения на дорогах.

Между тем в законе есть люфты, которые позволяют трактовать их по-разному, а решительные частные контролеры этим пользуются. Например, нет упоминания о размещении подобных устройств. Значит их можно скрывать. И не только в кустах, но и за задним стеклом, например, ржавой «ГАЗели», которую вряд ли можно заподозрить в таком подвохе для водителя. Есть еще сомнения — позволено ли ставить мобильные измерители в зоне ремонтов дорог, где введено временное ограничение скорости? Формально — можно, замечает Владислав Кочерин.

КОЧЕРИН: Почему нет? Если есть ограничение скорости, то его надо соблюдать. Потому контроль за соблюдением правил тоже допустим.

А вот жесткий запрет — только один: мобильный измеритель нельзя размещать в зоне, которую оптически «простреливает» стационарная камера контроля. Вопросы же от водителей поступают больше всего по-другому поводу: если о наличии стационарной камеры заранее предупреждают и знаки, и разметка, то почему тренога на обочине возникает в поле зрения всегда как черт из табакерки? Владислав Кочерин поясняет.

КОЧЕРИН: В ПДД предусмотрены знаки фото- и видеофиксации нарушений. Сама камера может быть установлена в любом формате, там ограничений не прописано. Тем не менее, предупреждающие знаки и разметка о том, что ведется фиксация, должны присутствовать. Если этого не было сделано, то автовладелец, который был оштрафован, вправе обратиться в суд и оспорить выписанный штраф, поскольку было нарушено правило установки знака фото- и видеофиксации. Суды, как правило, встают на сторону автовладельцев. Сейчас целый вал таких исков, особенно в регионах.

Но чтобы доказать свою правоту и вернуть те же 500 рублей, водитель должен заново проехать по той же дороге с видеорегистратором и снять незаконную работу частной мобильной камеры. Если нарушение отмечено в нескольких десятках километрах от города, то потраченный бензин окажется дороже принципиальности.

Если говорить о доходе частных контролеров, то в Подмосковье, к примеру, аппарат стоимостью в 850 000 окупится через 3 700 выявленных им нарушений. На оживленном шоссе это дело пары недель, а дальше — чистая прибыль. И это только по скоростному режиму. Как гласят технические паспорта измерителей, они способны также отмечать движение по выделенным для общественного транспорта полосам, по обочине, выезд на встречку, причем одновременно в зоне сканирования могут быть до 4 полос в обе стороны. Они «читают» и номерные знаки, потому спектр применения может быть расширен с 1 сентября, когда камерам разрешат отслеживать машины, владельцы которых не имеют полиса ОСАГО.

Интересно, что главным минусом такого бизнеса аналитики выделяют следующее: «Большая сумма дохода приходится на первое время, чуть позднее люди начинают запоминать, где стоит камера, и стараются не нарушать в этой зоне правила дорожного движения. В худшем случае размер дохода может почти сойти на нет».

Но спасение от снижения доходов заложено в самой конструкции устройства: оно — мобильное. И его несложно перенести в другое место — чтобы в карман вновь устремился денежный поток от любителей прокатиться с ветерком.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.