Требования к автоматизации бизнес процессов
Автоматизация — вещь предельно конкретная. Ни программисты, ни системы не понимают слов «Эффективный бизнес-процесс» или «оптимальное соотношение затрат». Поэтому — еще до того, как автоматизировать бизнес-процессы, нужно навести порядок. Вам нужна консалтинг-подготовка, если вы не пользовались BPMS раньше.
Содержание
- 1 Чтобы автоматизировать процессы, нужен порядок
- 2 Читаем документы и опрашиваем сотрудников
- 3 Кому нужен консалтинг
- 4 Кому не нужна такая услуга
- 5 Составляем подробный план
- 6 На выходе — отчет в стиле «as-be»
- 7 Стоимость зависит от исходного состояния
- 8 Сроки зависят от возможностей проводить встречи
- 9 Если интересно, но страшно
Чтобы автоматизировать процессы, нужен порядок
Под порядком мы понимаем:
- Организационная структура: кто как называется, кто кому подчиняется. Обычно это выглядит так и сложнее:

Это нужно, чтобы система BPMS знала, кто у провинившихся сотрудников начальник.
- Схемы процессов: последовательность действий, которые делают сотрудники, чтобы компания получала прибыль. Любой руководитель нарисует такие схемы своего процесса легко:

Наша задача в том, чтобы такие схемы написать с помощью BPMN2.0, так как именно их понимает система ELMA. Этот пункт важен, потому что тогда ELMA сможет следить, как сотрудники выполняют указанные шаги.
- Ответственные в процессах: те, кто выполняет работу. Необходимо для того, чтобы система ставила этим людям задачи и уведомляла о важных изменениях.
- Сроки по процессам: за каждой задачей нужно закреплять срок, чтобы система могла контролировать выполнение обязанностей и информировать начальников, когда что-то пошло не так.
- Информация в задачах: поскольку система сама ставит задачи и сама передает информацию между сотрудниками — нужно предусмотреть, что конкретно должен вводить и видеть персонал.

- Отчеты: процессы работают не сами по себе, а для прибыли — в крайнем случае, для рождения важной для бизнеса информации. Чтобы система могла строить отчеты, нужно разобраться, как их строить.
- Функции: бывает, что в живом мире задача процесса может занимать много времени — например, внесение реквизитов клиента занимает 25 минут. Такую задачу можно заменить автоматизацией: забирать данные из налоговой по ИНН.
Читаем документы и опрашиваем сотрудников
Для сбора такой информации мы:
- Прочитаем регламенты, если они есть.
- Изучим должностные инструкции.
- Разберем все EXCEL-файлы.
- Поговорим с заинтересованными лицами по скайпу или лично.
- Если сотрудников много, то разошлем по почте опросные листы и обработаем результаты.
- Проведем в офисе мозговые штурмы с руководством.
- Соберем экспертов в своем офисе и подготовим рекомендации.
- Напишем отчет и презентуем его.
- Исправим ошибки и неточности.
Кому нужен консалтинг
Всем, хочет ускорить бизнес с помощью BPMS и ни разу этого не делал.
Кому не нужна такая услуга
- Нет цели проекта. Собирать и анализировать информацию можно месяцами — это бессмысленно и дорого.
- Нужен только отчет. Нельзя заказать просто консалтинг без автоматизации, потому что мы не сможем отвечать за результат использования отчёта.
- Если вы уже автоматизировали бизнес-процессы с помощью BPMS и знаете, как это работает.
Составляем подробный план
Составляем план проекта, в который включаем даты, продолжительность встреч, участвующих сотрудников. Туда же закладываем время на сбор и анализ документов, обработку интервью и изучения EXCEL. После этого аналитики поселяются на 1-N недель в вашем офисе и добиваются результата от ваших сотрудников. Еще 1-2-N недель аналитики работают в офисе и готовят отчёт, поддерживая связь и уточняя вопросы по почте или телефону.

Бизнес-архитектор следит, чтобы информация из разных источников не противоречила друг другу. Если такое случается — он описывает это и предлагает решение, а клиент выбирает, что включить в итоговый отчет. После нескольких предварительных презентаций и согласований составляем документ, описывающий достижение ваших целей по ускорению бизнеса через призму процессов и автоматизации.
На выходе — отчет в стиле «as-be»
В отчет включены пункты:
- Орг.структура
- Схемы процессов
- Ответственные
- Сроки
- Информация
- Отчеты
- Требования к функциям
Этот документ — 95% задачи для автоматизации бизнес-процессов. Остальные 5% — технические особенности, которые появляются позже. Посмотрите фрагмент отчёта-ТЗ (PDF, 3 mb).
Документ содержит ваши процессы, избавленные от явных организационных недостатков, типа множественных повторных согласований, и недостатков, связанных с отсутствием системы автоматизации — т.е. задачи «добавить строчку в EXCEL», «переслать информацию по почте» исключаются за ненадобностью. Это не процессы as-is, потому что нет существенных недостатков, но и не to-be, т.е. задачи и их последовательности остаются вашими. Мы назвали это «as-be» — то, как должен работать ваш бизнес при наличии BPMS.
Стоимость зависит от исходного состояния
Процессы, их количество, исходное состояние документов и регламентов у всех разное, поэтому и разная цена. Стоимость фиксируется в договоре и не меняется. 50% клиент платит до начала работ, 50% — после подписания акта. Для расчета цены используется ставка в 3000 рублей за час или меньше, если работы много. Если мы проработали больше часов, чем планировали, то это наша проблема.
Сроки зависят от возможностей проводить встречи
Сроки индивидуальны. В организации на 250 человек мы составили и согласовали отчет за 3 месяца, проведя 29 встреч.
Если интересно, но страшно
Запишитесь на бесплатное обследование. На нём мы делаем консалтинг-подготовку и автоматизируем бизнес-процесс в миниатюре. А потом передаем систему на 30 дней в тестирование, чтобы в результате вы убедились сами.