Тенденции малого бизнеса в россии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет»

Реферат

На тему: Тенденции развития и новые формы функционирования малого бизнеса на Юге Российской Федерации

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ — массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом — все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Малое предпринимательство играет все более важную роль в социально-экономическом развитии Юга России с точки зрения увеличения производства, обеспечения занятости населения, развития сферы торговли и услуг. Формирующийся малый бизнес представляет собой заметный сектор развивающегося хозяйства.

Конструктивное регулирование деятельности малого бизнеса должно стать одним из основных направлений экономической политики органов государственной власти и управления. Стратегию поддержки малого бизнеса необходимо строить исходя из того, что развитие частного предпринимательства является важным условием выхода страны из экономического кризиса и достижения экономического роста.

Уровень развития малого предпринимательства в России, учитывая особенности прошедшего переходного периода, приближается к требованиям рациональной структуры рыночной экономики.

В Южном Федеральном округе насчитывается около 82 тыс. реально работающих предприятий (9,3% от общего числа зарегистрированных малых предприятий в стране) на которых занято 676,3 тыс. чел. В то время как в среднем по России на 1000 жителей приходится 12 малых предприятий, в ЮФО и Ставропольском крае — 10. Крайне дифференцированные социально-экономические условия развития отдельных субъектов региона предопределяют неравномерный и разнообразный характер развития малого бизнеса в Южном Федеральном округе.

Анализ организационно-правовых форм малого бизнеса позволил выделить основные из них:

  • индивидуальная трудовая деятельность,

  • индивидуальные частные предприятия,

  • предприятия без образования юридического лица (в 1,5 раза больше, чем малых организаций всех других форм),

  • товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

В ЮФО наибольшее количество предприятий малого бизнеса сосредоточено в Ростовской области (34,4% от общего числа малого бизнеса в Южном Федеральном округе), Краснодарском крае 30,9%, в Ставропольском крае 19,1%. Наименьшее в Республике Дагестан 2,5%, в Республике Ингушетия 2,3%, Северной Осетии 2,2%. Такое распределение числа малых предприятий в целом укладывается в общую картину размещения населения и хозяйства Юга России.

Лидером по развитию индивидуального предпринимательства в ЮФО является республика Адыгея — 122 ПБОЮЛ на 1000 человек экономически активного населения, т. е. каждый восьмой в этой республике занимается каким-то малым бизнесом.

Малые предприятия оказывают существенное влияние на решение проблемы занятости населения, обладают большей, чем крупные предприятия мобильностью. В Южном Федеральном округе численность занятых на малых предприятиях, индивидуальной трудовой деятельностью (включая работающих по найму), а также в крестьянских (фермерских) хозяйствах оценивается около 2,3 млн человек 28% от численности занятых в округе, из них: в 2002 г. — 708,3 тыс. человек заняты на малых предприятиях.

Во всех регионах ЮФО, кроме Республики Адыгея, более 70% занятости обеспечивают средние и крупные предприятия. Крупный бизнес более всего развит в промышленных регионах округа — Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском крае.

Среди регионов округа наибольший отток численности занятых на малых предприятиях в Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, среди республик — в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесcии. Тенденция к сокращению численности занятых на малых предприятиях во многом обусловлена интенсивностью развития другой составляющей малого предпринимательства — деятельностью индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По данным министерства по налогам и сборам России в последние 4 года наблюдается устойчивый прирост (в среднем 10% в год) числа индивидуальных предпринимателей. По Южному Федеральному округу численность занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью с учетом работающих по найму составляет 1,3 млн. человек или 16,7% от общей численности занятых в экономике округа, что выше, чем в среднем по России (13,3%). При этом численность индивидуальных предпринимателей оценивается в целом по округу — около 600 тыс. человек.

В Южном федеральном округе по количеству предприятий в сфере малого предпринимательства имеет место преобладание торговли и общественного питания (его доля 47,3 %), при этом в Ставропольском крае это преобладание (53,9%) еще более высокое, чем в целом по России (47,9 %) и ЮФО. Это можно объяснить неразвитостью в крае малого предпринимательства в других сферах экономической деятельности населения и большей устойчивостью, «живучестью», сферы малого торгового бизнеса.

Распределение предприятий малого бизнеса в ЮФО

Стала устойчивой тенденция роста объёмов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Наращивается производственный потенциал малого бизнеса.

Сопоставление производственного и трудового потенциала малых предприятий края с показателями, характеризующими результаты их деятельности, по ряду позиций говорит в пользу малого бизнеса.

Производство продукции и услуг на одного работающего на малых предприятиях в торговле выше, чем по отрасли в целом в 1,9 раза, в строительстве — на уровне отраслевого показателя. Результативность использования основных фондов малыми предприятиями выше в большинстве отраслей экономики: выпуск промышленной продукции в расчёте на 1 рубль основных фондов по малым предприятиям в 1,4 раза превысил этот показатель в целом по промышленности, в строительстве — в 1,5 раза, в торговле — в 2 раза.

Общий объём налоговых поступлений от предприятий малого бизнеса неуклонно возрастает, удельный вес малого предпринимательства в пополнении бюджетов всех уровней достиг 13 процентов.

Наибольший удельный вес среди предприятий занимают крестьянские (фермерские) хозяйства — 28%; общества с ограниченной ответственностью —26%; учреждения — 7%; индивидуальные предприниматели — 5%; закрытые акционерные общества, общественные и религиозные организации, представительства и филиалы — по 4%; остальные категории — менее 25%.

Структура организационных форм малого бизнеса в ЮФО

Перспективным направлением развития отечественного малого бизнеса является повышение роли малых промышленных предприятий. Развитие российских малых промышленных предприятии имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзах, ассоциациях и в других формах предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки др.

Несмотря на трудности развития малого предпринимательства, связанные с высоким уровнем налогообложения, низкой доступностью коммерческих кредитов, недостаточным развитием системы лизинговых услуг, численность малых предприятий в производственной сфере в последние годы возросла.

Удельный вес промышленной продукции, выпускаемой предприятиями малого бизнеса, составляет 26,7% от общего объема произведенной продукции.

На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация, возрастание роли качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение значимости устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также возможности применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Проведенное исследование позволило выделить следующие относительно новые организационно — экономические формы малых организаций:

  1. малые многопрофильные корпорации и холдинги в развивающихся сферах рекламного, мультимедийного, компьютерного бизнеса и СМИ;

  2. сетевые модели с использованием франчайзинга в торговле и общественном питании;

  3. кредитные кооперативы в сельском хозяйстве;

  4. виртуальные предприятия;

  5. технопарки и предприятия малого высокотехнологичного бизнеса;

  6. креативные корпорации.

Для абсолютного большинства территорий Южного Федерального округа характерны практически одинаковые проблемы функционирования малого бизнеса, что свидетельствует о том, что в какой бы степени ни развивался малый бизнес в регионе, какой бы «пакет» поддержки не был сформирован соответствующими структурами — проблемы, усложняющие развитие данного сектора экономики (недостаток финансово — кредитных ресурсов, сложный механизм регистрации, незавершенность и недейственность законодательства, различные административные барьеры, криминализация малого бизнеса, неравный доступ к имущественным ресурсам), продолжают дестабилизировать его. Поэтому, одним из важных факторов развития малого бизнеса в регионах является разработка и реализация федеральных программ поддержки малого предпринимательства, в состав которых должны войти как экономические, так и организационно-правовые мероприятия.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.