Стратегическое управление в бизнесе

Выбор приоритетных направлений развития, своевременная концентрация материальных и людских ресурсов играют определяющую роль для успешного функционирования и развития организаций.

Для выделения этапов процесса стратегического управления используетсяметод номинальной групповой техники. Эксперты в условиях ограниченной межличностной коммуникации представили варианты процесса стратегического управления в образовательной организации. После ранговой оценки различных моделей процесса наилучшим оказался вариант, состоящий из четырех этапов.

Первый этап процесса посвящен разработке миссии и стратегических целей организации. Здесь определяются в общем виде ориентиры развития организации, направления дальнейших исследовательских работ. Цели выступают исходным моментом управленческих действий и позволяют сравнивать параметры организации и оценивать её деятельность. Можно ориентироваться на восемь пространств дифференциации целей: положение на рынке, инновации, производительность, ресурсы, прибыльность, управленческие аспекты, преподавательский состав, персонал, социальная ответственность.

Установление целей и разработка их иерархии представляется настолько сложным и трудоемким процессом, что способность образовательной организации формулировать миссию и цели можно включить в число элементов её конкурентоспособности. Этапы процесса стратегического управления представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Этапы процесса стратегического управления

Целесообразно в этой связи развивать теорию вопроса от простого к сложному, то есть исходить из единой миссии организации в качестве отправного момента процесса стратегического управления.

На втором этапе выполняется описание объекта исследования, выявляются особенности и тенденции его развития. Субъекты и факторы внешней среды могут представлять как опасность, так возможности для маневров. Оценивается состояние и перспективы развития внешней среды организации.

При анализе внутренних сил организации следует, прежде всего, изучать особенности, препятствия или поддержки в использовании возможностей внешней среды. Должны быть исследованы в первую очередь стратегические пространства маркетинга, финансов, технологий, персонала. В бизнес-образовании важно, в частности, исследование имиджа и организационной культуры организации. Имидж — это среди прочего инструмент информации, который менеджмент организации может использовать для воздействия как на потребителей, так и на собственный штат сотрудников. Первых он привлекает, вторых ориентирует на конкретные действия по качественному обучению слушателей. С помощью организационной культуры руководство формирует и поддерживает ценности и моральный дух организации, лежащий в основе ее успеха.

В процессе стратегического диагностирования изучается влияние различных факторов на процесс стратегического управления. Эффективная стратегия образовательной организации должна включать выявление и оценку стратегических факторов, то есть тех направлений развития внешней среды, которые весьма вероятно будут реализованы и окажут влияние на деятельность организации. Менеджеры должны считаться с тем, что механически перенести наработки или модели управления из других сфер экономической деятельности в сферу образования невозможно, а посему нужно формировать собственные подходы. Результатом диагностического анализа является выявление стратегических ресурсов, определение сфер деятельности организации и формулирование её стратегических преимуществ.

Для третьего этапа характерен выбор стратегических альтернатив, то есть выработка из набора различных частных стратегий приемлемой общей стратегии организации. Здесь обобщаются оценки влияния факторов внешней и внутренней среды, устанавливается позиция организации на рынке, выявляются стратегические задачи и обосновываются методы их решения. Происходит генерация стратегических альтернатив и формируется общая стратегия. Действия разработчиков на этом этапе носят многовариантный характер.

На четвертом этапе реализуются сформированные стратегии. Стратегия воплощается в процедурах, программах, бюджетах, то есть в планах реализации стратегии. Практическая деятельность включает распределение работ и ответственности, определение способов выполнения работ. Предполагается целенаправленное изменение элементов организации, прежде всего организационной культуры и структуры управления и прочего. В некоторых случаях предусматриваются изменения внешней среды. Большое внимание обращается на финансовое обеспечение стратегий.

Контроль (и оценку стратегии) мы не сочли необходимым включать в отдельный этап. Дело в том, что задача стратегического контроля состоит в отслеживании результатов и сравнении их с исходными целями. Результаты имеются на «выходе» из каждого этапа, следовательно, контроль может считаться частью деятельности менеджера на каждом этапе. Возможно, что контроль укажет на недостижимость целей уже на начальных этапах процесса стратегического управления, — тогда исследователь вправе менять цели и иерархию целей.

Прямым конечным результатом стратегического управления является изменение стратегического потенциала организации. Представляется уместным употреблять также термин «рыночный потенциал организаций и учреждений бизнес-образования» для акцентирования внимания на тех компонентах ресурсов, которые пользуются спросом на рынке. Другим прямым конечным результатом стратегического управления являются внутренние изменения организации.

Процесс стратегического управления строится на использовании принципов управления. Принципы управления определяют основополагающие идеи и требования к указанному процессу. Они призваны определить правила поведения менеджера при осуществлении им управленческих функций. Именно принципы определяют содержание, характер работ по этапам стратегического управления. Поэтому первый вопрос для обсуждения — установление перечня принципов стратегического управления образовательной организацией, для какового автором использовался метод номинальной групповой техники. Экспертами в условиях ограниченной межличностной коммуникации были сформированы и обоснованы восемь вариантов перечня. На основе ранговой оценки различных вариантов наилучшим был признан вариант, состоящий из семи принципов.

Перечень принципов стратегического управления образовательной организацией включает:

— системность, подразумевающую взаимосвязь между элементами стратегического управления и между отдельными этапами процесса стратегического управления;

— инновационность, понимаемую как постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации;

— непрерывность процессов стратегического управления, происходящих как в цикле, так и в режиме реального времени;

— эффективность, предполагаемую как эффективное достижение стратегических целей экономическими методами;

— адаптивность как способность процесса стратегического управления изменяться в связи с динамикой внешней и внутренней среды организации;

— точность стратегии, которая должна быть соразмерна неопределенности будущих событий и рискам принимаемых решений;

— участие членов организации в стратегическом управлении (проявление инициативы и активности).

Таким образом, концепция стратегического управления организациями и учреждениями бизнес-образования заключается в формировании долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных установок, выдвижении инициатив по их достижению и обеспечении контроля и обратной связи. Речь идет о горизонтах самоопределения, увязке установок развития, создании своего рода мостика между перспективными и текущими целями:

¨ на этапе стратегического целеполагания происходит качественная конкретизация образа будущего и формируется перечень долгосрочных ориентиров;

¨ на среднесрочном уровне качественные долгосрочные стратегические ориентиры трансформируются в укрупненные финансовые (индикативные) показатели развития;

¨ а на оперативном — проводится доведение стратегических установок до подразделений и перевод их в детализированные показатели развития.

Главной целью стратегического развития организаций и учреждения бизнес-образования является создание таких условий, при которых обеспечивалось бы воспроизводство квалификации персонала предприятий-заказчиков, обеспечивающего их конкурентоспособность, и конкурентоспособность самих организаций и учреждения бизнес-образования. Для достижения главной цели необходима долгосрочная ориентация на:

¨ комплектование педагогических команд, имеющих ресурс для реализации образовательных программ, через включение их в проектную деятельность, участие в образовательных модулях системы бизнес-образования региона;

¨ создание организационных форм бизнес-образования, обеспечивающих доступ пользователей, проживающих в отдаленных территориях;

¨ налаживание социального партнерства с иными субъектами социокультурного развития региона;

¨ разработка комплексных, модульных, интегрированных программ бизнес-образования;

¨ разработка и внедрение стандартов бизнес-образования и их регионального компонента;

¨ отработка финансовых, организационно-управленческих, нормативно-правовых механизмов для системных изменений в систему бизнес-образования региона.

Среднесрочные установки развития образовательного учреждения требуют:

¨ проведения постоянного мониторинга бизнес-обучения в условиях динамично развивающегося рынка труда с целью выявления его соответствия потребностям;

¨ изучения рынка образовательных услуг, поиска свободного места;

¨ формирования новых конкурентоспособных образовательных ресурсов, обеспечивающих финансовую стабильность;

¨ проведения структурного анализа и коррекции действующей системы;

¨ анализа потребности района в рабочей силе;

¨ изучения профессионально-квалификационного состава активного населения, перечня профессий, специальностей и видов деятельности;

¨ внедрения в бизнес-обучение инновационных, социально ориентированных технологий;

¨ организации системы повышения квалификации работников учреждений бизнес-образования.

Оперативное управление организацией и учреждением бизнес-образования — это такое управление, которое:

¨ опирается на потенциал тренеров и педагогического коллектива;

¨ подстраивает свою деятельность под конкретные потребности потребителей образовательных услуг;

¨ осуществляет гибкую трансформацию характеристик услуг и организационной структуры в ответ на изменение запросов потребителей и внешнего окружения;

¨ проводит текущий контроль поэтапного внедрения стратегии путем разработки системы показателей и построения стратегических карт;

¨ разрабатывает систему мотивации для полного привлечения сотрудников к оценке и контролю реализации стратегии.

Крайне важна регионализация образования, под которой следует понимать, прежде всего, федерально-региональные принципы управления и нормативно-правовые аспекты. Они обеспечивают функционирование образовательных учреждений в регионе, распределение прав и полномочий по всей вертикали управления от федерального уровня до учреждения. При этом региональные, а на их основе и муниципальные программы развития образования должны учитывать, что именно профессиональное образование непосредственно влияет на развитие экономической и социальной сфер региона.

В области управления регионализация предусматривает:

¨ осуществление мониторинга муниципального рынка труда в рамках своей компетенции;

¨ координацию интересов работодателей, учреждения и обучаемого в рамках своей компетенции;

¨ формирование заказов по приему учащихся, перечню профессий и специальностей с учетом развития экономики района и предложений заказчика-работодателя;

¨ оказание помощи учреждению при осуществлении подготовки специалистов для конкретных организаций;

¨ оценку и анализ эффективности профессионального образования на местах с участием органов управления образованием.

Вывод: процесс стратегического управления организациями и учреждениями бизнес-образования — это деятельность по достижению намеченных целей в зависимости от выбранных приоритетов, базирующаяся на применении эталонных стратегий с выделением специфических черт, присущих только им, при наличии системы оценки и контроля рабочей стратегии, основанной на использовании системы сбалансированных показателей.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.