Статистические методы в бизнесе
Такое понятие, как бизнес-статистика можно охарактеризовать следующим определением — это использование методов статистического сбора данных для проведения исследования рыночного, коммерческого или хозяйственного состояние отдельного субъекта предпринимательской деятельности.
Статистические данные позволяют провести анализ достижений, рассмотреть сильные и слабые стороны коммерческой деятельности. Они являются вспомогательным средством для разработки программ развития бизнеса, внедрения инноваций, рассмотрения инвестиционной политики и прогнозирования.
Процедура бизнес-статистической работы
Первым этапом в проведении рассматриваемого вида исследования является определение целей и масштабов, то есть планирование получения результата в конкретном сегменте деятельности компании или же данных по её общему состоянию.
Статистическая работа может быть постоянной или одноразовой в зависимости от внутренней политики ведения бизнеса и актуальных потребностей. Если говорить о временных статистических проектах, то далеко не всегда существует необходимость проводить полномасштабную статистическую экспертизу предприятия в целом. Часто необходимо исследование конкретной отрасли, товарной позиции, рыночного сектора и так далее.
После определения и конкретизации задач начинается сбор данных, для обеспечения которого могут быть использованы разные методы, от систематизации бухгалтерских данных до интервьюирования потребителей или партнёров по бизнесу.
Следующий этап — сводка и группировка собранного материала. Сводка являет собой первичную обработку статистических данных с целью получения общей, не детализированной, картины по состоянию исследуемого сектора бизнеса. Она демонстрирует типичные черты, присущие субъекту исследования, а также возможные тенденции его развития.
Группировка данных позволяет перейти на следующий, более подробный уровень рассмотрения информации. Общая статистическая база по каким-либо признакам разбивается на группы, что позволяет увеличить эффективность наблюдения за отдельными бизнес-явлениями внутри организации.
К примеру, маркетинговые затраты группируются отдельно от инвестиционных издержек, благодаря чему появляется возможность определить точное местонахождение финансовых проблем. Как правило, при такой систематизации используются статистические таблицы, что существенно упрощает дальнейшую работу с информацией.
Заключительным этапом является всесторонний анализ структурированных данных, в котором в том числе, используются методы работы с показателями, индексами, специфическими коэффициентами и так далее.
В настоящее время в ведении бизнес-статистики часто задействуют специальные информационно-программные системы, владеющие обширными электронными возможностями не только систематизации данных, но и аналитической обработки последних.Итогом статистического анализа является возможность дальнейшего моделирования и прогнозирования развития бизнеса.
Показатели в бизнес-статистике
Основой для проведения статистического исследования являются показатели, то есть количественные характеристики каких-либо явлений, будь то материальные активы, кадровый штат, действия или финансовые потоки.
По степени детализации показатели можно классифицировать следующим образом:
- Абсолютные статистические показатели.
- Относительные показатели.
- Средние показатели.
Весь комплекс показателей позволяет сделать выводы о текущем состоянии дел на предприятии, возможностях положительных изменений, потенциальной точности прогноза. При более расширенном определении можно рассмотреть особенности каждого вида:
- Абсолютные показатели являются единицами измерения абсолютных величин каких-либо бизнес-явлений. Они могут выражаться в единицах стоимости, трудовых или натуральных единицах. К примеру, речь может идти о метрах, литрах, штуках, денежных единицах, человеко-часах и так далее.
- Относительные статистические показатели, по сути, вторичны. Их получают методом обработки абсолютных показателей, а именно путём деления одного показателя на другой. К примеру, можно найти относительный коэффициент, разделив абсолютную величину времени на такую же величину количества товара, получив таким способом данные о временных затратах на производство одной единицы продукта.
- Средние статистические показатели наиболее используемы в бизнес-статистике, поскольку обладают максимальной информативностью. С их помощью удаётся установить детальное состояние того или иного сегмента бизнес-процесса. При обработке получают такие величины, как средняя математическая, средняя геометрическая, средняя хронологическая и так далее.

Как показывает практика, хорошо спланированная и внимательная работа со статистическими показателями, может решить практически любую проблему бизнеса или, по крайней мере, существенно упростить её решение. С помощью итоговой информации можно получить довольно точный прогноз, к примеру, сезонной цикличности продаж, обнаружить скрытые препятствия к развитию, увидеть варианты для нестандартных путей прогресса.