Средний бизнес в казахстане

Внешний шок от падения цены на нефть привел к тому, что количество активных средних предприятий в Казахстане в 2015 году впервые сократилось в 2 раза, вернувшись на уровень 1999-го.

В 2016 году малые предприятия (до 100 работников) составили 94% всех активных предприятий; средние (до 250 работников) — 4%, а крупные (свыше 250 работников) — 2%. Очевидно, что средний бизнес недостаточно развит — количество активных предприятий в нем (более 5000) лишь в 2 раза превышает число крупных.

Госпрограммы нужны бизнесу

16 млрд тенге на льготное кредитование бизнеса направят АТФБанк и фонд «Дам…

Между тем на протяжении последних 20 лет количество действующих средних предприятий стабильно росло. Однако в 2015-м каждое второе приняло решение перейти в категорию малого бизнеса. Основная причина — снижение конкурентоспособности по сравнению с российскими компаниями из-за значительного укрепления национальной валюты к рублю.

Текущая государственная политика поддержки бизнеса направлена на развитие малого и среднего бизнеса. При этом развитие отдельно категории среднего бизнеса никогда не ставилось приоритетом в госпрограммах. Инструменты стимулирования среднего и малого бизнеса не имели принципиальных отличий, кроме объемов льготного финансирования. При разработке экономических программ не учитывались различия между малым и средним бизнесом. Кроме того, в текущей государственной политике нет механизмов стимулирования перехода малых предприятий в категорию средних.

Государственные поддержка и механизмы стимулирования непропорционально смещены в сторону малого бизнеса и в итоге стали антистимулами для развития среднего бизнеса. Это привело к тому, что предприниматели принимают рациональное решение о фрагментации бизнеса, для того чтобы он оставался в категории малого и не повышалась налоговая нагрузка. Кроме того, это позволяет им снизить политические риски: малые предприятия представляют меньший интерес для рейдерского захвата.

Отсутствие значительного числа средних предприятий привело к тому, что банковская система испытывает объективную нехватку качественных заемщиков. Малые предприятия, как правило, не могут представить достаточных гарантий. Поэтому банки для минимизации своих рисков вынуждены повышать требования к залогам. По мнению ЕБРР, существует прямая корреляция между размерами компании и ее способностью получать доступ к банковским кредитам. Кроме того, местный фондовый рынок не развивается из-за малого числа средних предприятий и их непрозрачности.

Тимур Кулибаев: Налоги МСБ должны идти на развитие бизнеса

Эта мера позволит повысить заинтересованность местных исполнительных органо…

В связи с этим правительству необходимо сформулировать единую политику, направленную на развитие среднего бизнеса, которая позволила бы создать систему стимулов для роста числа компаний, переходящих из категории малого бизнеса в средний. Для этого основной упор господдержки предпринимательства должен быть направлен на средний бизнес.

Можно, в частности, использовать следующие инструменты. Во-первых, сделать налоговый режим для среднего бизнеса более привлекательным, чем для малого, чтобы стимулировать консолидацию фрагментированного бизнеса. Во-вторых, предоставить право участия в государственных закупках только среднему и крупному бизнесу с аудированной отчетностью за последние три года. Это позволит «вырастить» потенциальных клиентов для банков и будущих эмитентов для фондового рынка. В-третьих, внедрить строгую регламентацию любого взаимодействия государственных органов со средним бизнесом.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.