Состояние развития малого бизнеса в россии

3 февраля 2015

Новости

В настоящее время, российское предпринимательство переживает сложный период своего развития. Наличие множества проблем, таких как, слабая материальная база малых и средних предприятий, недоступность кредитных ресурсов, неблагоприятные условия для начинающих предпринимателей, недостаток квалифицированных кадров, пробелы правового регулирования, также, происходящие в обществе глобализационные процессы (санкции ЕС) усугубляют ситуацию, постепенно приводят к прекращению деятельности большинства субъектов предпринимательской деятельности препятствуют появлению выхода на рынок новых.

Так, согласно, имеющимся данным, к началу 2014 в Республике Башкортостан насчитывалось более 128 тыс. субъектов МСП, что на 10% меньше, чем на начало 2013 года. На сегодняшний день этот показатель равен 129,2.

Наличие нерешенных проблем связано, в первую очередь, с изъянами и непоследовательностями отечественной правовой политики в области развития предпринимательства, а также особенностями переходного периода, который, по их представлению был нестабилен, изменчив, хаотичен и противоречив. Однако, на наш взгляд, отмеченная неполноценность и слабость правовой политики, являются одним из главных факторов, порождающих нестабильность, изменчивость и противоречивость в становлении и развитии правового государства, гражданского общества, рыночных отношений и т.д., сохранившиеся, отчасти, до настоящих времен.

Способность государства выстроить адекватную происходящим в обществе процессам и долгосрочным перспективам общественного развития научно-обоснованную, стабильную, предсказуемую, политику в сфере предпринимательства будет способствовать обеспечению благосостояния и достойного уровня жизни граждан, и в целом, гражданского общества.

Следует отметить, что российское население обладает достаточной мобильностью для успешного развития малого бизнеса, однако остальные факторы развиты недостаточно, особенно государственная поддержка малого бизнеса, которой не хватает адресности и системности, что сдерживает возможности малого бизнеса по увеличению занятости. Малое предпринимательство сегодня развивается, становясь более значимым сектором экономики, способным решать множество экономических и социальных проблем. Однако его конкурентоспособность остается на низком уровне, что говорит о наличии проблем правового, финансово экономического и административного характера, часть которых подвластна государственному регулированию малого бизнеса Республики Башкортостан, который при наличии некоторого отставания по сравнению с общероссийскими показателями, имеет высокий потенциал для своего развития. Однако необходима всесторонняя государственная поддержка как на федеральном, так и на региональном уровне.

В свою очередь, следует отметить, что в Республике уже принимаются меры, направленные на улучшение предпринимательского климата. Они включают в себя разработку муниципального стандарта, «дорожных карт» и т.д. Однако, как показывает практика, этого недостаточно.

Также, для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства.

Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

Хотелось бы выделить основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства:

— формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; — расширение доступа предпринимательства к финансовым ресурсам; — системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

Задачи повышения роли государственной поддержки малого и среднего бизнеса и формирования ее рациональной структуры обуславливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение. В настоящее время наиболее значимыми результатами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого и среднего бизнеса. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое и среднее предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно. Для более быстрого и эффективного развития малого и среднего предпринимательства следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить количество лицензируемых видов деятельности. Также представляется целесообразным законодательно предусмотреть значительное упрощение системы бухгалтерского учета малых предприятий. Имеет смысл исключить возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными актами.

Для государственных организаций при осуществлении ими контролирующих, разрешительных и согласующих функций нужно ввести запрет на требование от субъектов малого предпринимательства каких-либо документов, которые могут быть получены из других государственных организаций. Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является значительный объем неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами.

Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций. За последнее десятилетие в Российской Федерации так и не сложилось более или менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Хотя большинство малых и средних региональных банков кредитуют сейчас в основном малое и среднее предпринимательство, инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков предприятий малого и среднего бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешает общая экономическая ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого и среднего предпринимательства, низкий уровень капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Вместе с тем, даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл. Целесообразно учесть опыт других стран, которые успешно применяют практику предоставления кредитов предпринимателям в кратчайшие сроки и без открытия расчетного счета. При этом, как показывает опыт, для банков должна быть разработана система защиты залоговых кредитов. Банку России необходимо проработать вопрос по усовершенствованию методики оценки степени риска заемщика — субъекта малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие механизмов и структур микрокредитования и самофинансирования малых предприятий предполагает, в частности, аккумуляцию средств предпринимателей в специализированных структурах, работа которых осуществляется на принципах взаимности и субсидиарной ответственности участников. Деятельность таких кредитных кооперативов также могла бы осуществляться под патронатом региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных кооперативов. Следует поддержать также рекомендации, данные Советом Ассоциации региональных банков России кредитным организациям — членам Ассоциации. Это: принятие региональными банками активного участия в работе региональных органов власти и финансовых институтов по расширению кредитования малого бизнеса; введение ими в практику своей деятельности некоммерческих консалтинговых услуг для субъектов малого предпринимательства, обеспечение внедрения новых банковских технологий для обслуживания малых предприятий. Все эти меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого бизнеса.

Нельзя оставить без внимания и Указ Президента Российской Федерации 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Он должен сыграть ключевую роль в развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В Указе говорится, что Правительству Российской Федерации необходимо разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих: усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля; проведение планового мероприятия по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля не более чем один раз в три года.

Конечно, нельзя не отметить успехи в части проведения контрольно—надзорными органами проверок. Введены нормы, предусматривающие проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации.

Наконец, важно принять уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сократить количество разрешительных документов, необходимых для осуществления, заменить обязательную сертификацию декларирования производителем качества выпускаемой продукции; заменить лицензирование отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или пре-доставлением финансовых гарантий.

Таким образом, основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

— развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

— обеспечение благоприятных условий для их развития;

— обеспечение конкурентоспособности субъекта малого и среднего предпринимательства;

— оказание содействия этим субъектам в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынок иностранных государств;

— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

— обеспечение занятости населения и развитие его самозанятости;

— увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

Пресс-служба Аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.