Социальное управление в бизнесе

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — управляющих.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Сетевая самоорганизация как принцип развития малого и среднего предпринимательства сделалась на практике основой стратегии и тактики завоевания и регулирования рынка. Такая сеть выводит бизнес из оболочки иерархии и как бы приближает его к любому клиенту. Представляя собой совокупность бизнес-процессов и организующих их клиентальных отношений, сети имеют серьезные преимущества, например, более высокую скорость внедрения инноваций, относительно низкие трансакционные издержки, интерактивность связей, минимизацию рисков и, главное, саморегулирование.

Деятельность региональных органов, занимающих промежуточное положение в системе государственного административно-конституционного регулирования, целесообразно направлять на удовлетворение текущих и перспективных потребностей населения региона, учитывая интересы местных поселений, организаций и государства в целом, также обеспечивая их согласованность. На данном уровне целесообразно устанавливать единый для региона общий порядок деятельности потребительского рынка, в значительной мере учитывая специфику региона и особенности местных поселений, но не противоречащий федеральному. Сложность же регулирования на каждом уровне состоит в согласовании противоречий корпораций, малого бизнеса, населения и соответствующих властных систем.

На данном уровне целесообразно осуществлять создание систем бесприбыльного обслуживания жителей региона, включающих торговлю во всех ее формах для обслуживание всех категорий населения и реализацию необходимых им товаров и услуг на основе норм и правил, институционально учитывающих местные условия, но не имеющих значительного различия с действующими на территории субъекта федерации и государства. При этом местные власти обеспечивают осуществление контроля за их соблюдением, координацию деятельности органов, выполняющих эти функции и т.д.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.