Шаблон бизнес модели по ресторанному бизнесу

Гость VS клиент

«В ресторанной индустрии мы не говорим „клиенты“, к нам приходят гости». Я не то, чтобы сильно верю в силу аффермаций, но это прекрасная метафора. Я подумала, а когда и к кому я хожу в гости? В гости я хожу редко, и только к тем, кто мне очень нравится. Но хозяин дома обычно не спрашивает, хочу ли я сегодня съесть рыбу или музыку определенную послушать, я прихожу на его территорию и попадаю в его правила игры, которые мне либо подходят, либо нет. И за то, что я принимаю его правила игры, я как бы ничего-то и не должна. Ведь это он меня в гости к себе позвал. Где тут бизнес? Или его логика? Вы ходите регулярно в гости к одному и тому же человеку?

Знаете, с чего начинается бизнес-план ресторана? «Опишите свою целевую аудиторию. Это девушки 25-35 лет, молодые специалисты творческих профессий, ведут активный образ жизни, много путешествуют, думают о своем здоровье». Вы много таких видели? Но это еще ничего, вы понимаете, как к таким достучаться? Особенно в тот момент, когда они не в путешествии, но думают о своем здоровье.

Всему этому романтизму можно научиться, и есть работающие инструменты. Давайте на них и посмотрим.

Инструмент № 1: шаблон бизнес-модели

Узнала я о нем от технологических стартапов. Первый вопрос, который задает инвестор или акселератор: какую проблему клиента решает ваш бизнес?

В практических материалах к курсу MBA (в интернете) я нашла шаблон бизнес-модели, который начинался с самого важного: проблема — решение.

Пытаясь так проанализировать свой бизнес, приходится много думать о других. Начинаешь понимать, что «не хватает вкусных сэндвичей» — это не проблема, а проблема это: «жутко хочу есть по дороге от метро до офиса, но времени нет». Начинаешь понимать, что проблема — это когда человек реально страдает. Начинаешь понимать, что надо помочь ему, а не просто что-то предложить. Ваш продукт помог решить проблему человека, человек страдал и не чувствовал себя счастливым, а сейчас не страдает и счастлив.

И тут происходит открытие: цель вашего бизнеса — не продать сэндвич, а сделать вашего клиента счастливым. По-другому не работает.

Инструмент № 2: чем похожи отношения и бизнес

Если вам нравится нежность, внимание и вечера в обнимку с хорошим человеком, то явно хочется испытывать все это почаще. Чтобы этого достичь, есть несколько путей. Один из них — каждый вечер проводить в обнимку с разными людьми, но есть опасность — не со всеми может быть хорошо. Второй путь — искать хорошего и нежного, и каждый вечер проводить с этим человеком. Чтобы этот человек всегда бы с вами, надо чтобы и ему было хорошо, иначе в какой-то момент он встанет и уйдет. Как этого достичь? Для начала понять: а когда ему хорошо? Так мы начинаем задавать вопросы, слушать и заботиться о других.

В бизнесе все то же самое. Стабильность — это получать прибыль от тех, кто с нами давно и надолго, а раз так — надо понимать, как мы можем сделать им хорошо. Если привести еще более понятную метафору, то больше шансов на «хорошо, нежно и надолго» в отношениях, нежели в разовых встречах. Задайте себе вопрос, на какой стадии сейчас ваш бизнес?

Я для себя сделала чек-лист для определения стадии отношений с клиентом: «первое свидание», «первая ночь», «бытовуха».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.