Сетевой маркетинг в туристическом бизнесе
Как таковой, туристический маркетинг, не обладает общими принципиальными отличиями от каких-либо знаковых правил маркетинга вообще. Именно по этой причине все основные положения современного маркетинга, вполне могут применяться и в сфере туризма. [contents]
Как таковой, туристический маркетинг, не обладает общими принципиальными отличиями от каких-либо знаковых правил маркетинга вообще. Именно по этой причине все основные положения современного маркетинга, вполне могут применяться и в сфере туризма. Но стоит учитывать и тот факт, что у туристического бизнеса имеются свои специфические особенности. Разберем их более детально.
Специфические особенности маркетинга туристической фирмы
В сфере туризма торгуют как услугами, так и товарами. По подсчетам специалистов доля услуг составляет более ?, тогда, как на товары приходится всего ? от объема всех работ.
Для традиционных видов коммерческой деятельности, которые обладают конкретным результатом труда, и само понятие маркетинга имеет такое конкретное содержание. В туристической деятельности в качестве результата труда выступает туристический продукт. Под этим термином принято понимать любую услугу, оказываемую туристам (бытовая, гостиничная, транспортная, экскурсионная и др.). Под туристическим продуктом также можно понимать и систему товаров и услуг, которые в совокупности и представляют собой турпоездку.
Читайте по теме: Что такое доля рынка и как ее рассчитать?

Именно этим и обусловлены особенности маркетинга в этой сфере:
- это система услуг/товаров, которой присущ сложный комплекс взаимоотношений;
- гибкий спрос, зависящий от дохода потребителей, политических и социальных условий;
- невозможность потребителя турпродукта увидеть его до момента оплаты;
- наличие некоторого расстояния от продукта и места его потребления;
- в создании турпродукта участвуют несколько организаций, каждая из которых обладает своими методами, потребностями и коммерческими целями;
- велика вероятность возникновения различных форс-мажорных обстоятельств.
Все это необходимо учитывать при правильной организации маркетинговой кампании в области туризма, а именно:
- особое внимание уделять стимулированию спроса;
- высокая степень достоверности информационной политики;
- высокая степень защиты прав клиента;
- учет сезонности спроса на турпродукт;
- высокая степень координации маркетинга всех создателей турпродукта.
Таким образом, наиболее оптимальной маркетинговой программой турфирмы будет являться та, при которой учитываются и соблюдаются такие условия, как успешное позиционирование среди целевой аудитории, постоянное повышение квалификации работников турфирмы, правильный выбор рекламной кампании для целевого сегмента.
Читайте по теме: История и этапы развития маркетинга
Маркетинг туристических услуг

Если следовать результатам многочисленных маркетинговых исследований в области туризма, то можно сделать обоснованный вывод что для потребителя туруслуг первое место занимает физическая мотивация. Ее в свою очередь можно подразделить на отдых, занятие спортом, лечение здоровья.
Следует также учитывать и психологическую мотивацию, которая заключается в желании людей побывать в новых местах, познакомиться с укладом жизни людей, просто развлечься. На третьем месте находится культурная мотивация, так называемый интерес к искусству.
Читайте по теме: Что такое емкость рынка? Оценка и расчет
Учитывая все эти факторы, и следует составлять такие туры с предложением комплекса услуг, которые максимально удовлетворяли бы тот или иной целевой сегмент. Например, для молодежи главную роль будет играть физическая мотивация. Это обусловлено высокой активностью молодежи и ее нуждаемости в недорогих услугах. Для людей среднего возраста или бизнесменов более важно оказание качественных услуг, наличие культурных программ, некая элитарность, престиж. Для людей пожилого возраста важны услуги, удовлетворяющие познавательную и культурную мотивацию, оздоровление.
Туристический сетевой маркетинг

Еще недавно туристический сетевой маркетинг пользовался повышенным спросом. Предложения типа: «Приходите в новую туристическую сетевую компанию» встречались буквально на каждом шагу. Для вступления в организации такого типа нужно было внести вступительный взнос, пригласить 2 или более участников и заработать скидку. Гарантировалась возможность зарабатывать и путешествовать намного дешевле.
Но сама жизнь расставила все на свои места. И сейчас этот вид туристического бизнеса, а, следовательно, и сетевого туристического маркетинга практически изжил себя. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, почти все компании, которые используют сетевой маркетинг к настоящему времени либо признаны финансовыми пирамидами, либо приближаются к такому событию. Во-вторых, при работе в сети Интернет почти не действует основной принцип сетевого маркетинга — дублицирование. Именно по этим причинам туристический сетевой маркетинг в данное время неэффективен.