Сельский бизнес в россии
Малый бизнес является одним из основных производителей сельскохозяйственной продукции, обеспечивает устойчивость аграрного сектора в экстремальные периоды истории, сохраняет и создает рабочие места на селе, предотвращает деградацию сельскохозяйственных земель и исчезновение сельских поселений. Высока доля малого бизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции, в настоящее время по зерну — 27%, картофелю — 86, овощам — 82, скоту и птице в убойном весе — 28, молоку — 52%, хотя, следуя закону эффекта масштаба, малый бизнес менее эффективен и должен был уже давно исчезнуть.
К малому сельскому бизнесу или, как принято его называть в программных документах Минсельхоза России, — малым формам хозяйствования, можно отнести 223 тыс. фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве. Существует также 20,2 млн. личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ), часть которых является по сути фермерскими.
Положения неоинституциональной теории позволяют аргументированно объяснить факт наличия и значение малого бизнеса в экономике, если рассматривать фирму не как производственную функцию, а как структуру управления сделками, позволяющую сокращать трансакционные издержки на каждом этапе технологического процесса. Особенно это касается ситуаций, когда трудовые усилия каждого из членов коллектива не могут быть точно учтены в совместно произведенном продукте, как это имеет место в сельском хозяйстве. А. В. Чаяновым разработана теория дифференциальных оптимумов, с помощью которой устанавливается наилучшее сочетание кооперирующихся партнеров. Среди причин преобладания в рыночном сельском хозяйстве малого бизнеса: преимущества семейного бизнеса по сравнению с корпоративным, проблемы развития сельского хозяйства в связи с оппортунистическим поведением наемных работников. В то же время предприятия малого бизнеса как отдельные структуры не могут на равных конкурировать с крупными производителями, имеющими большую лоббирующую силу при обеспечении приоритетного доступа к дефицитным ресурсам (земля, капитал), а также не могут обеспечить большие объемы однородной продукции, требуемые переработчиками.
Контрактное сельское хозяйство и сельскохозяйственная кооперация являются основными способами вертикальной координации семейных ферм и обеспечения их конкурентоспособности. Благодаря им мелкие разрозненные производители приобретают эффект масштаба, характерного для крупного бизнеса без потери преимуществ семейного производства. В качестве мотивации участников можно назвать взаимное сокращение рисков, повышение доходов, обеспечение качества и стандартов продукции, усиление конкурентных преимуществ объединившихся мелких производителей и т.п.
Источник: Янбых Р., Гатаулина Е. Вертикальная координация малого бизнеса в сельском хозяйстве // Экономист, № 8, Август 2016, C. 78-86 Проблемы урожайности сельскохозяйственных культур в России: истощение почв Погектарное субсидирование сельскохозяйственного производства в России Способы восстановления российского рынка минеральных удобрений: субсидии и пошлины Необходимость государственного регулирования аграрного сектора страны Направления сельскохозяйственной политики ЕС Состояние сельскохозяйственного производства в России Состояние комбикормовой промышленности в России Потребление электроэнергии в сельском хозяйстве как показатель его индустриализации Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса России