Роль среднего бизнеса в экономике россии

Исследователи, сфера научных интересов которых, так или иначе, пересекается с проблемами развития предпринимательства, довольно часто отмечают оригинальность сферы хозяйственных отношений именно в России. Пожалуй, ни в одном государстве мира за всю историю не имеется такой практики, такого противоречивого отношения к предпринимательству, как в России.

В истории российского предпринимательства мы можем наблюдать полярное отношение органов власти к хозяйствующим субъектам. За один только XX век это отношение менялось 4 раза на противоположное: в 1917 году — переход от частной собственности к государственной, национализация экономики; в 1921 году малые и средние предприятия передаются в частные руки, утверждается Новая экономическая политика, основные положения которой к концу 20-х годов путем жесткого перехода к коллективизму перестают работать; к середине 80-х возникает потребность в мобильных, дельных и рискованных людях и политика в сфере народного хозяйства, не безболезненно для населения России вновь кардинально меняется. Тенденции этих изменений сохраняются и в настоящее время.

Малый и средний бизнес ключевое звено экономики России

Мировой практикой ведения бизнеса доказано, что предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства, ведь оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Данные обстоятельства отмечаются Службой государственной статистики: «…успехи российской экономики и повышение ее конкурентоспособности во многом зависят от эффективности и планомерности развития сектора малого и среднего бизнеса, что подтверждает опыт ведущих национальных экономик зарубежных стран» [3].

Как утверждают современные ученые, одним из основных элементов рыночной экономики выступает система свободного предпринимательства. Под предпринимательством понимается способ организации хозяйственной деятельности, задачей которого является насыщение рынка товарами необходимыми для удовлетворения запросов общества наиболее рациональным и эффективным способом, обеспечивая преимущества перед своими конкурентами.

В эпоху Императорской России, предпринимателям (особенно осуществляющим производство стратегических товаров, а также ориентированным на производство товаров на экспорт) со стороны государства оказывалась всемерная поддержка, это и предоставление льгот, государственных заказов и т.д. Благодаря такой политике к 1913 году Российская Империя занимала лидирующие места на международной арене во многих отраслях экономики и за период с 80-х годов XIX века до начала Первой Мировой войны имела положительный торговый баланс в размере свыше 6,5 млрд. золотых рублей. Российский рубль был устойчивой конвертируемой валютой. Эти успехи были достигнуты благодаря компромиссу власти и бизнеса.

Учитывая, что продолжительное время с конца 20-х годов до середины 80-х годов XX века предпринимательство официально являлось уголовно наказуемым деянием, то положительная практика развития предпринимательства эпохи Российской Империи находит свое применение только с середины 90-х годов XX века Субъектам предпринимательства отводится роль строителей новой экономики России, хотя условия в которых приходится вести бизнес вряд ли можно было назвать благоприятными и содействие со стороны государства на первоначальном этапе можно охарактеризовать как номинальное.

С приходом к власти в России команды В.В.Путина политика становится более ориентированной на защиту субъектов предпринимательства, создание условий для его развития.

Президент Российской Федерации В.В.Путин выделяет необходимость и обращает внимание всех руководителей регионов серьезно отнестись к развитию малого бизнеса в России: «…без развития этого сектора экономики не удастся выйти из чрезмерной зависимости от энергетического комплекса, и экономика России будет продолжать зависеть от цен на нефть. Если же малый бизнес будет развиваться успешно, бюджет страны будет пополняться «вне зависимости от колебаний на внешнем рынке» [4].

Достижения субъектов малого и среднего бизнеса в Ульяновской области

В Ульяновской области вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства занимает довольно значимое место.

Органами государственной власти Ульяновской области в целях содействия развитию предпринимательства принимаются необходимые нормативные акты, предоставляется финансовая поддержка, налоговые льготы. С 2002 года до настоящего времени работают программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области.

Наиболее масштабное развитие практики поддержки предпринимательства разных форм и направлений в Ульяновской области получило в 2010 году, лицам, получившим грант на развитие собственного дела, были предоставлены льготы по уплате обязательных платежей в бюджет Ульяновской области. В этом же году в Ульяновской области начал функционировать бизнес-инкубатор, в котором на льготных условиях размещаются и осуществляют деятельность субъекты бизнеса.

Стоит также отметить, что доля малого бизнеса в объеме валового регионального продукта в Ульяновской области за период с 2004 года до 2010 года возросла с 10,4 % до 14,1% соответственно.

По итогам 2010 года Губернатор-Председатель Правительства Ульяновской области С.И.Морозов вошел в тройку лучших глав регионов по развитию предпринимательства. Как отмечает сам С.И.Морозов: «… наш малый бизнес представляет собой очень серьезный фактор обеспечения экономической и социальной стабильности, и очень серьезный инструмент для посткризисного развития региона» [5].

На начало 2013 года в Ульяновской области зарегистрировано более 8700 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, а общее количество субъектов предпринимательства зарегистрированных в Ульяновской области составило 61602 единиц.

В рамках реализации ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в 2012 году принято решение о предоставлении поддержки по следующим мероприятиям [1]:

— 10 субъектам на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым платежам на общую сумму 5,418 млн. рублей;

— 293 начинающим субъектам малого предпринимательства на открытие собственного дела на общую сумму 90,2 млн. рублей;

— 4 субъектам на реализацию инновационных проектов на общую сумму 20 млн. рублей;

— 5 субъектам на компенсацию части затрат на приобретение оборудования для производства теплоэнергии и электроэнергии путем использования альтернативных источников на общую сумму 2,94 млн. рублей;

— обеспечено поручительство по кредитам 91 субъекта малого и среднего предпринимательства перед банками и лизинговыми компаниями, на сумму 232,2 млн. руб., что позволило привлечь 507 млн. руб. кредитных ресурсов;

— оказана микрофинансовая поддержка 110 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 83,68 млн. рублей.

Совокупный объем бюджетных расходов на реализацию ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в 2012 году составил 207,27 млн. руб., 70% в структуре которых составляют средства федерального бюджета, 26,2% — средства областного бюджета Ульяновской области, 3,8% — средства местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Общий объем инвестиций за 2012 год субъектами предпринимательства в региональную экономику составит 33 млрд. рублей.

Как отмечается Управлением Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области (далее налоговый орган), в 2012 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области, предоставивших декларацию по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения возросло на 1168 единиц, половина зарегистрировались благодаря мероприятиям, предусмотренным ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы [2].

По данным налогового органа только в 2012 году налоговые поступления от малого и среднего предпринимательства в бюджетную систему Ульяновской области составили:

— по налогу, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения поступило 1085,6 млн. руб., что составляет 101,8 % от плана на январь-декабрь 2012 г. или на 33,6% больше чем в аналогичный период 2011 года;

— по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности поступило 631,5 млн. руб., что составляет 102,0 % от плана на январь-декабрь 2012 года или на 12,5% больше поступлений аналогичного периода 2011 года.

Только за 2012 год субъектами малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области было создано 13796новых рабочих мест. Руководство Ульяновской области достигнутые успехи в сфере предпринимательства намерено развивать и дальше.

Высшие руководство страны на малый и средний бизнес делается основная ставка повышения уровня благосостояния населения России. Как отмечает В.В.Путин: «От уверенного развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест. И конечно, — укрепление промышленного и аграрного потенциала российских регионов, повышение уровня и качества жизни людей» [6].

Вывод

«Достижение поставленных целей в сфере развитии малого и среднего бизнеса возможно только при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон: государственных структур, руководителей малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей» [3].

Подводя итог изложенному выше стоит отметить, что рост числа предприятий малого и среднего бизнеса и рост объема производимой продукции этими предприятиями обеспечат систематический стабильный рост экономики России и как следствие повышение уровня благосостояния населения нашей государства. По утверждению Д.А.Медведева: «Без развития предпринимательства у нашей страны нет будущего».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.