Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Роль малого бизнеса в рыночной экономике
канд. экон. наук, доцент, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (362021, Россия, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44; e-mail: marinaskgmi13@mail.ru) Е.Т. Гагиева,
Аннотация. Развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества в рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью российской рыночной экономики.
Ключевые слова: предприниматель, малый бизнес, малое предпринимательство, большой бизнес.
Экономика России перешла на рыночные отношения. А в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малые предприятия», «малый бизнес», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательст-
вом понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется множество критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот предприятия, полученный за год, величина активов.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499
человек как «средние» и свыше 500 как «крупные». Широко используемые за рубежом термины «малый бизнес», «малая организация» охватывают различные типы и разновидности предпринимательства. В качестве критериев отнесения организации к этому разряду используются величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония), немонополистическое положение на рынке (США), независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
шей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
Также существует более широкое понятие — «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.
Одним из ключевых элементов рыночных преобразований выступает малое предпринимательство. В России и других развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.
Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы. Обеспечивает рост налоговых поступлений.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.