Роль малого бизнеса в национальной экономике

Становления малого бизнеса в Украине проходит в динамических условиях. С первых лет осуществления экономической реформы в Украине происходит быстрый рост негосударственного сектора экономики, которое сопровождается увеличением количества субъектов малого бизнеса.

Интенсивно малый бизнес развивался в 1992 году, после принятия Законов Украины «О предпринимательстве», «О предприятиях», которые побудили решительных людей на законных основаниях начать собственное дело. Развития малых предприятий способствовали льготы в налогообложении. К 1995 году количество малых предприятий увеличивается в 4,7 раза. Изменение государством налоговой политики, ухудшение общеэкономической ситуации, отсутствие государственной поддержки субъектов малого бизнеса привели к уменьшению активности в производственных секторах экономики, сокращение количества малых предприятий. Впервые сокращение произошло в 1996 году на 6,6%, основные причины — постоянную изменения в законодательстве и неблагоприятный инвестиционный климат.

По состоянию на 01.01.1996р. действовало 91,6 тыс. малых предприятий, а уже к началу 2000 года действовало около 200 тысяч, работало 1 млн предпринимателей без образования юридического лица, почти 40 тыс. фермерских хозяйств.

Особенностью украинского малого бизнеса является то, что значительная часть малых предприятий диверсифицирует деятельность, является многопрофильными предприятиями. Несмотря на рост количества малых предприятий, предпринимательская деятельность находится в начальной фазе. Практика освещает недостатки в становлении и механизмах регулирования, поэтому предпринимательство выполняет функций.

Во-первых, малый бизнес не создал конкурентной среды вУкраине, и не стал серьезная противовесом монопольным явлениям командно-административной экономики. Основные причины — несовершенство правовой базы, неразвитость рыночной инфраструктуры.

Во-вторых, малое предпринимательство является характерным не для всех сфер экономики: наукоемкой сферы, горнодобывающих отраслей и т.п.. Распространяется в нетрудоемким, высокодоходных сферах, где можно быстро получить большие прибыли.

Становление малого бизнеса в Украине имеет специфику не только в галужзевому, а в региональном (территориальном) разрезе. Украина представляет собой совокупность неоднородных территорий с особыми свойствами. Поэтому уровень развития малого предпринимательства в разных областях Украины неодинаков.

Высокие показатели количества малых предприятий в Днепропетровской и Харьковской областях, в Киеве, АРК, Черниговской, Винницкой, Житомирской областях — средний уровень, низкой уровень в Тернопольской, Херсонской, Закарпатской областях.

Факторы, которые вливают на территориальное развитие малого бизнеса в Украине:

— Экономический потенциал региона, наличие разветвленной хозяйственной структуры, подготовка кадров, отношение местных органов власти.

Факторы учитываются при разработке и внедрении национальных программ и других мероприятий содействия развитию малого бизнеса, росту деловой активности. А следовательно — значительно возрастут социально-экономическая эффективность малого бизнеса в Украине и его вклад в наполнение бюджетов всех уровней.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.