Роль бизнеса в обществе

Роль бизнеса в обществе

Основное внимание в управлении уделим предпринимательской деятельности бизнесу. Бизнес характеризуется как «делание» (зарабатывание) денег при помощи денег. Под эффективным понимается бизнес, при котором доходы существенно превышают расходы при допустимой степени риска. Совокупность «краеугольных камней» эффективного бизнеса приведена на рис. 1.

Рис. 1. «Краеугольные камни» эффективного бизнеса

Первым краеугольным камнем бизнеса является продажа как процесс осуществления товарно-денежных отношений.

Осуществление продажи требует наличия второго «краеугольного камня» бизнеса работы с потребителем. Работа с потребителем заключается в превращении его из потенциального в фактического, без которого бизнес невозможен. Работа с потребителем базируется на изучении рынка (маркетинге), включая исследование конъюнктуры рынка (соотношения спроса и предложения), емкости рынка (потенциальной и фактической) и сегментацию рынка (деление его на части в зависимости от запросов тех или иных групп потребителей).

В результате осуществления продажи в бизнесе образуется прибыль. Это третий «краеугольный камень» эффективного бизнеса.

Обеспечение долгосрочной и стабильной прибыльности в условиях постоянного дефицита ресурсов требует соблюдения рациональных пропорций в распределении прибыли между интересами развития предпринимательства, экономических интересов акционеров и инвесторов, а также экономических и социальных интересов работающих по найму. Это «четвертый краеугольный камень бизнеса».

Распределение ресурсов для реализации экономической, предпринимательской и социальной составляющих бизнеса с учетом фактора времени требует планирования деятельности. При этом стратегическое (долгосрочное) планирование, отражающее цели деятельности организации, должно сочетаться с оперативными (среднесрочными) и тактическими (краткосрочными) планами, отражающими изменения рыночной конъюнктуры. Соблюдение равновесия между стратегическими и тактическими планами отражает пятый «краеугольный камень» эффективного бизнеса.

Составляющие успеха в бизнесе

На практике большинство новых предприятий в бизнесе (более 98% которых составляют малые предприятия) распадаются, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи.

Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, не имеют права дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования.

Организации существуют для реализации определенных целей. Если организация достигла своей цели, то она считается добившейся успеха. Составляющими успеха организации являются:

1) выживание;

2) результативность;

3) эффективность;

4) производительность;

5) практическая реализация.

Первейшей задачей большинства организаций является выживание , возможность существовать как можно дольше. Для того чтобы выжить и оставаться сильными, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, формулируя их соответственно изменяющимся условиям внешнего мира.

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной, т. е. организация должна сочетать внешнюю эффективность, измеряющую степень достижения ее целей, и внутреннюю эффективность, измеряющую рациональную экономичность использования ресурсов и оптимальность осуществляемых в организации процессов. По словам Питера Друкера , результативность является следствием того, что делаются нужные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи создаются правильно. И то и другое одинаково важно.

Результативность, понимаемая как создание нужных вещей, неосязаема. Ее трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Эффективность же можно измерить и выразить количественно, определив денежное соотношение ее входов и выходов. В качестве критерия эффективности организации может выступать прибыль как разность между доходом и затратами.

Относительная эффективность организации называется производительностью , выражаемой отношением количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. В качестве критерия производительности организации может выступать рентабельность как отношение прибыли к себестоимости.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество.

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции . Потенциальный потребитель, обладая свободой выбора, предпочтет продукцию более производительной организации потому, что она имеет более высокую ценность. Большой объем продаж дает более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшее оборудование, лучшую технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности организации.

Какими должны быть цели в области производительности организации, решают менеджеры. Менеджеры определяют состав используемых методов получения продукции, форм стимулирования работников к повышению производительности. Через разработанную политику организации, через личный пример руководители задают тон в организации, определяют степень и уровень ее ориентации на качество и на потребителей.

Одним из самых важных моментов в управлении, ориентированном на успех, является результативное и эффективное превращение в действие управленческих решений, т. е. их практическая реализация. Таким образом, основными составляющими успеха в бизнесе являются выживание, результативность, эффективность, производительность и практическая реализация управленческих решений.

Управление как вид общественной деятельности основывается на достижениях многих наук, среди которых значительное место занимают поведенческие науки, в том числе эргономика , промышленная психология, социология управления и др.

Социально ориентированный менеджмент при принятии управленческих решений предполагает учет общественных отношений как внутри организации , так и вне ее. При этом необходимо предусмотреть ценностной элемент этику , которая позволяет преобразовать и ориентировать действия по управлению объектом. По мнению Ю. Г. Одегова, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на развитие местных сообществ, в которых функционируют предприятия и их подразделения, а также общества в целом. Профессор Ли Престон указывает, что организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением. Он утверждает, что для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать ее более благожелательной к организации.

Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно повышать лояльность потребителей к производителям продукции, снижать уровень регулирующего вмешательства государства и улучшать общее состояние общества. Тем не менее для любого предприятия на первом месте стоит прибыль , а следовательно, выживание, и только потом проблемы общества. Если предприятие не способно приносить доход, вопрос о социальной ответственности становится по преимуществу академическим. Однако в любом случае организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Иначе говоря, социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическую деятельность. Подразумевается, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами широкой публики.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.