Риски в малом бизнесе

Ежегодный спрос малых предприятий России на кредитные ресурсы оценивается специалистами в 25–30 млрд долларов. Удовлетворяется он, по данным исследований «Эксперт РА», пока не более чем на 20%. Но в последние три года банки все более активно стремятся «застолбить» и этот сегмент — едва ли не раз в неделю появляется реклама новых банковских продуктов для малого бизнеса. Разделить свои риски кредиторы хотят со страховщиками — и последние показывают большую готовность к конструктивному диалогу.

В прошлом году рост в секторе кредитования предприятий малого бизнеса (объем выручки до 5 млн долларов в год) превысил показатели корпоративных и розничных кредитов. Сегодня даже банки, которые по своей специфике не могут кредитовать малый бизнес (МБ), так или иначе стремятся поучаствовать в процессе. Так, Евразийский банк развития, который кредитует проекты от 30 млн долларов, разворачивает программу кредитования МБ через сеть банков-партнеров. Увеличение объемов кредитования неизбежно ведет и к росту потенциального «страхового поля», из-за этого страховые компании стремятся внедрять адаптированные для нужд МБ продукты.

Его коллега Елена Махота, директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка, признает, что страховые компании в сложившихся условиях вынуждены создавать «более гибкие и лояльные продукты для клиентов МБ, но за повышенные страховые вознаграждения. Не стоит забывать, что этот рынок еще довольно молодой и зачастую несет непредвиденные риски. Но снимают сливки именно те страховые компании, которые оказываются более лояльными к клиентам, мобильными к созданию продуктов и предоставляют лучший сервис».

«По нашей оценке, за 2006–2007 годы большая часть кредитов малому бизнесу выдавалась со страховым покрытием, так как это в основном были кредиты с залогом имущества. Только с 2007 года банки начали активно внедрять программы беззалогового кредитования малого бизнеса, повышать суммы беззалоговых кредитов до 600 тыс.—1 млн рублей», — такие цифры приводит Анна Малышева, начальник управления кредитования среднего и малого бизнеса Русь-Банка.

Многие страховщики признают, что работать с представителями малого бизнеса удобно, они мобильны и всегда стараются максимально быстро предоставить документы. Правда, этим плюсам противопоставляется слишком большое количество проблем и рисков, среди которых общеизвестная халатность предпринимателей в ведении налогового и бухучета, отсутствие финансового анализа, квалифицированных кадров и планирования деятельности компании.

Когда предприниматель приходит за кредитом в первый раз и сумма ему требуется небольшая, банку и страховщику бывает просто неинтересно работать с ним: риски большие, доход маленький, культура ведения бизнеса на низком уровне. К тому же убыточность при страховании «маленьких» выше в среднем на 30%, чем по среднему бизнесу. Это часто связано с отсутствием у предпринимателей возможностей для безопасного хранения своих товарных запасов и имущества.

Одна из типичных жалоб предпринимателей, общавшихся со страховщиками: пройдя проверку в банке и получив предварительное согласие на кредит, они потом долгое время не могут согласовать вопросы с СК. Здесь требуют дополнительные документы и долго не говорят «да» или «нет». Как удалось выяснить «БО», на практике андеррайтинг рисков заемщиков проводится в большей степени банками-кредиторами, нежели страховой компанией. СК чаще руководствуется принятым решением банка о целесообразности страхования того или иного имущества или риска. Все как один утверждают, что пройти проверку у страховщика намного проще и сделать это вкупе с оформлением полиса можно практически за сутки.

Жизнь и имущество на практике, остальное — в теории

В большинстве случаев при кредитовании клиентов МБ применяется страхование залогового имущественного обеспечения. Но имущественное страхование часто выступает и в виде беззалоговых страховых продуктов. Предприниматели страхуют и личное имущество, и имущественный комплекс предприятия: мебель, оборудование, технику, транспорт, недвижимость, офисы, квартиры.

Иногда вдобавок к страхованию имущества банк требует застраховать жизнь и трудоспособность заемщика, руководителя малого предприятия. Это происходит в основном, когда весь бизнес завязан именно на нем или он вообще работает один.

Но на практике предложить банкирам и их заемщикам этот вариант страхования пока никто не спешит. «Вряд ли на рынке найдется более или менее серьезная страховая компания, которая согласится страховать финансовые риски малого предпринимателя при кредитовании, — высказывает свое мнение Юрий Клейн, заместитель директора московской региональной дирекции ОАО „РОСНО“. — Такие риски должен нести банк, но никак не страховщик. Связано это с тем, что, по сути, ответственность при неуплате кредита — это слишком субъективный риск, а для страховой компании важна объективность и даже вещественность».

Проблемы в области кредитования МБ влияют и на формирование ставок, которые здесь изначально и так выше, чем для других клиентов. Но рынок не стоит на месте: «Тенденции к росту не наблюдается, скорее наоборот, ставки снижаются из-за конкуренции. Особенность российского страхового рынка заключается в том, что малые и средние предприятия получают иногда лучшие условия, чем крупные, — отмечает директор по партнерским продажам ООО СК „Цюрих. Ритейл“ Виктор Маевский. — Это связано с тем, что их объемы рисков ложатся на облигатор компании, а крупные риски нужно перестраховывать за рубежом».

Бессознательное страхование

«Сами предприниматели становятся все больше и больше заинтересованы в страховании, правда, пока бессознательно. — говорит Наталья Карпова, исполнительный вице-президент СК „Ренессанс-Страхование“. — Интерес страховщиков в развитии этих продуктов тоже налицо: ведь пока что эта часть бизнеса еще остается прибыльной, несмотря на все ее риски, при условии, что среди клиентов нет мошенников. К тому же для нас это способ продвижения страховых услуг, повышения культуры страхования в массах».

Банкиры и страховщики сходятся в мысли о том, что у них есть повод для обсуждения новых форм сотрудничества и раздела рисков. Но для дальнейшего развития этого сектора нет смысла изобретать велосипед — то есть новые виды страховых покрытий. По мнению Владимира Зеленчука (СГ «Уралсиб»), на рынке страховых услуг наибольшее развитие получает именно страхование залогового имущества, которое становится все более понятным, технологичным и доступным предпринимателям. Нужно развивать упрощенное оформление страхового договора, применение системы оценки риска без проведения осмотра на месте, возможность покупки страхового продукта через Интернет.

Для предпринимателей это очень важный фактор, ведь они ценят свое время, а если СК начинает требовать от них заполнить десять страниц анкеты, потом осуществить оценку имущества, а потом неделю будет рассматривать заявку, клиент просто развернется и уйдет. Предпринимателю нужны схемы, близкие к механизму «одного окна». Банкам и страховщикам совместные программы помогают в работе, ведь они не только дают возможность привлекать лояльных и надежных клиентов, но и подменять друг друга, например при выездах на осмотр залога — нет необходимости проводить процедуру дважды.

Анастасия Магдажинова, директор департамента страхования имущества и ответственности ОАО «ГСК «Югория»

Страхование малого бизнеса можно разделить на две части: добровольное и добровольно-принудительное, или «вмененное», страхование. Основное их отличие — в отношении страхователя к приобретению услуги. Предприниматель, заключающий договор исключительно по требованию банка, во главу угла ставит минимизацию своих затрат, а для добровольного страхователя важную роль играют условия договора и финансовая устойчивость СК.

Руководитель малого предприятия относится к имуществу предприятия, как к своему собственному, при этом он же и является «конечной инстанцией», выбирающей СК и условия договора. Отсутствие на малых предприятиях каких-либо свободных оборотных средств и внутренних страховых фондов, которые могут быть использованы при наступлении различных непредвиденных событий, приводит к тому, что предприятия малого бизнеса более чувствительны к мелким убыткам, соответственно, перечень страховых рисков оказывается для них более широким, чем для крупных организаций, которых интересуют в основном катастрофические риски. Например, для небольшого магазина, торгующего потребительскими товарами, может быть актуален риск неосторожного повреждения товаров в торговом зале посетителями или работниками магазина с размером возможного убытка 10–20 тыс. рублей, и предприниматель может быть готов предоставить все документы, необходимые для урегулирования такого страхового случая.

С одной стороны, страхователи часто воспринимают страхование исключительно в качестве дополнительного обременения, «налога», взимаемого при получении кредита. В то же время здесь бывают парадоксальные ситуации, когда согласование с индивидуальным предпринимателем условий договора страхования проходит дольше и сложнее, чем при страховании крупных предприятий.

Для добровольного страхования малого бизнеса характерно частое отсутствие у страхователя документов, подтверждающих право собственно-сти и стоимость имущества, предлагаемого на страхование. Наличие подобных документов не обязательно при заключении договора, но необходимо для получения выплаты страхового возмещения.

Армен Саркисян, директор управления банковского страхования Страхового Дома ВСК

Банковские кредитные продукты для МБ делятся в основном на две группы: без залогового обеспечения на небольшие суммы и с залоговым обеспечением. Во втором случае залоги, соответственно, страхуются практически всегда.

Нужно отметить, что в последнее время СК все большее внимание уделяют страхованию МБ. Причины этого — повышенная активность ряда банков в финансировании предприятий МБ и, как ни странно, проблемы с ликвидностью, когда некоторые банки практически перестали кредитовать юрлиц и выдавать крупные кредиты на длительные сроки. В то время как небольшие с точки зрения банковского рынка кредиты для МБ, на менее длительные сроки и за «большие» деньги в настоящий момент более интересны. Сразу несколько игроков страхового рынка презентовали свои «эксклюзивные программы страхования» для МБ, хотя при ближайшем рассмотрении никаких ноу-хау там нет.

Основные проблемы при работе с малым бизнесом — это его низкая прозрачность и качество залоговой массы. Залогами чаще всего становятся автотранспорт, спецтехника и оборудование. Предприятия торговли могут предложить в залог только товары в обороте, что, несомненно, более убыточно для страховщиков. Сегодня страховщики больше других заинтересованы в страховании малого бизнеса, это наш бизнес. Банки понимают, что работа с МБ более рискованна, чем с крупными юрлицами. В силу этого они заинтересованы в страховой защите обязательств своих клиентов. С предпринимателями сложнее — многие из них продолжают воспринимать страхование как некое дополнительное обременение, повышающее цену кредита, не особенно веря в то, что страховщики могут реально защитить их имущественные интересы и защитить их в случае возникновения страхового события. Хотя в целом за последние годы рынок сильно изменился, и предприниматели, заинтересованные в развитии своего бизнеса, которые пришли в него надолго, давно уже смотрят на страхование как на один из необходимых инструментов защиты, гарантии его сохранения и развития.

Павел Башнин, заместитель генерального директора ЗАО «ГУТА-Страхование»

Страхование малого бизнеса в настоящее время мало развито, так как спрос на страхование у компаний малого бизнеса приходит при достижении определенного уровня размера и благополучия. Редко кто из страховщиков нацелен на страхование залогов предприятий малого бизнеса, так как расходы на андеррайтинг при страховании небольших компаний практически равны расходам на оценку рисков среднего и крупного бизнеса.

На сегодняшний день, несмотря на рост популярности программ кредитования малого бизнеса, совокупный объем данных кредитов растет заметно медленнее развития потребительского кредитования и кредитования среднего и крупного бизнеса.

В отличие от физических лиц, где структура владения предметом залога прозрачна, с документальной базой, подтверждающей факт владения предметами залога, у представителей малого бизнеса, как у юридических лиц, возникают проблемы. Кроме того, в случае наступления дефолта по кредиту механизм получения залога с физического лица значительно проще, чем с юридического. Отчуждение предмета залога у малого предприятия влечет за собой, как правило, расходы на арбитражный суд, что значительно удорожает процесс. А количество дефолтов у малого бизнеса заметно выше, чем при кредитовании среднего и крупного бизнеса.

Бывает так, что юридическое лицо проходит согласование в банке, но при этом залог может быть не застрахован в страховой компании. Это связано с тем, что компания малого бизнеса или структура владения предметом залога недостаточно прозрачна для страховщика или компания не может представить документальную базу по владению тем или иным объектом. Малые предприятия чаще испытывают финансовые трудности при страховании по инвестиционным рискам. А в остальном они ничем не отличаются от предприятий среднего и крупного бизнеса.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.