Риски малого и среднего бизнеса

Риски бизнеса по ранжиру

Стоимость преодоления административных барьеров порой достигает четверти стоимости всех работ (услуг), делая административные барьеры по сути дополнительным налогом с оборота. Часто профессиональные посредники работают на самом предприятии, а не в отдельных компаниях, то есть издержки на «взятие барьеров» находятся уже внутри компаний, а не на неком «трансакционном рынке». Все это показало исследование институциональных рисков, проведенное при финансовой поддержке ОАО «Северсталь».

  • риски среднего и крупного бизнеса;
  • риски малого бизнеса;
  • углубленные интервью с предпринимателями.

Рискам крупного бизнеса было посвящено специальное исследование лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики. В ходе исследования проведен опрос более 700 предприятий. Об их размере можно судить по численности занятых (рис. 1).

Распределение предприятий по численности занятых

Рисунок 2. Распределение предприятий по отраслям

Предприятиям адресовали вопрос о том, насколько серьезной проблемой является для них:

На каждый вопрос было предложено 4 варианта ответа:

Полученные ответы помогли ранжировать институциональные риски для бизнеса (рис.3). Варианты ответов упорядочены по величине институциональных рисков, то есть те, которые находятся сверху, по мнению компаний, несут в себе наибольшие риски.

Рисунок 3. Индекс институциональных рисков

Одним из основных институциональных рисков, по мнению компаний-респондентов, оказывается изменчивость и противоречивость законодательства (что совпадает с результатами отдельного опроса малого бизнеса и серий углубленных интервью). То, что в этом ряду конъюнктура занимает первую строчку сверху — это свидетельство того, что мы живем в рыночной экономике, и на момент проведения опроса (апрель 2008 г.) конъюнктура была относительно благоприятной.

Один из вопросов, адресованных предприятиям, был связан с наличием (реализацией) долгосрочных инвестиционных проектов. Лишь менее трети опрошенных предприятий (28%) указали, что имеют инвестиционные проекты со сроками окупаемости за пределами 2012 г. (опрос проводился в 2008 году). Для этой группы респондентов были отдельно просчитаны индексы институциональных рисков. Из рисунка 4 видно, что долгосрочные инвесторы более оптимистично оценивают рыночную конъюнктуру, видят меньше проблем с законодательством и с персоналом (т.е. видят в этом меньше рисков).

Особенности оценки институциональных рисков долгосрочными инвесторами

Рисунок 5. Насколько оптимистичнее долгосрочные инвесторы и оценке институциональных рисков?

Конечно, сам факт связи двух факторов — наличия долгосрочных инвестиций и позитивной оценки правовой среды — ничего не говорит о причинности. Компании инвестируют в долгосрочные проекты, потому что не испытывают проблем с правовой средой, или наоборот?

На рисунке 6 представлено, как оценивают институциональные риски три группы предприятий (с разбивкой предприятий по числу занятых на «малые», «средние» и «крупные»). Видно, что крупные предприятия (с численностью больше 5000 человек) оказываются менее зависимыми от рисков, связанных с рыночной конъюнктурой, изменчивостью законодательства, различными проверками и, особенно, от рисков связанных с правовой средой. Малые же предприятия гораздо более чувствительны к рискам связанным с изменчивостью текущего законодательства, контролирующими органами и рыночной конъюнктурой.

Особенности институциональных рисков

Ноль из тысячи

Так, например, ни один представитель крупной компании не поставил хоть какую-нибудь галочку рискам бизнесу со стороны прокуратуры — «чистый ноль». Это может оказаться и фантомным результатом, вследствие того, что на вопросы отвечал не собственник, а наёмный менеджер (или его помощник, PR-отдел и т.п.), но общая тенденция показательна.

Риски малых предприятий

Результаты (рис. 7) схожи с теми, которые были получены на выборке крупных и средних компаний.

Индекс институциональных рисков для малого бизнеса

Ответы на этот вопрос дали углубленные интервью, которые проводились либо с владельцем компании, либо с ключевыми менеджерами. Их ответы зависели от отраслевой особенности каждого бизнеса. Так, представители крупной компании-импортера косметической продукции отметили как основную проблему изменение нормативной базы. Каждая очередная смена норм влечет за собой остановку бизнеса на некоторый срок. Сначала никто не знает куда идти, чтобы оформить ту или иную «бумажку». Через некоторое время нужные люди находят нужные схемы и пути решения проблемы. Затем издержки на преодоление барьеров вновь становятся небольшими.

Рекламное агентство основной проблемой называло неупорядоченность правил и произвол местных властей относительно распределения рекламных площадей. Особенность этого рынка в том, что административные барьеры формализованы и требуют для преодоления официальной оплаты, размер которой респонденты оценили в 25% от проводимых работ.

Владелец архитектурного бюро отметил тенденцию существенного ухудшения качества надзора и широких возможностей его обхода. Нередким стал вообще отказ от соблюдения каких-либо норм и получения необходимых разрешений.

Другой вывод — у многих регулирующих органов фактически провалены «контрольно-надзорные» функции. Административные барьеры для легального бизнеса оказываются сопоставимы (или даже неразделимы) с барьерами для нелегальных и потенциально опасных операций, т.е. регуляторы толком не защищают рынки от потенциальных угроз, но зато успешно «мешают» бизнесу.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.