Риски и страхование в бизнес плане
Помните поговорку о том, что учиться лучше всегда на чужих ошибках? Наверняка, помните. А теперь признайтесь самим себе (только честно): сколько раз вы «наступали» на одни и те же «грабли», совершали промахи, которых могли бы избежать? Держу пари, тоже несчетное количество раз. В противном случае, вы бы сейчас не читали эти строки, и у вас все было бы «в елочку». А между тем, прогнозирование возможных неприятностей очень помогает в жизни. А уж при описании проекта анализ рисков в бизнес-плане — это просто его неотъемлемая часть.
Можно ли предугадать все?
Конечно, проанализировать все риски, которые могут ожидать вас на пути предпринимателя просто невозможно, уже слишком велик их разброс, и слишком нестабильна обстановка в нашей стране (особенно в последнее время). Но вот свести их к минимуму вполне возможно. Оценка и анализ рисков в бизнес-плане и способы их снижения обязательно должны присутствовать в каждом бизнес-плане, без разницы, предназначен ли он для инвестора или для личного использования. к оглавлению ↑
Нужно сразу отметить, что для каждого бизнеса существуют свои индивидуальные риски, но есть и общие, которые могут встретиться любой компании. Основные препятствия для бизнеса принято разделять на две основные группы:
Внешние риски
- Политическая обстановка в стране. В качестве примера можно привести санкции, введенные некоторыми странами мира против России в 2014-2015 годах.
- Экономическая обстановка в стране — все те же санкции, нестабильный курс валюты, регулярные изменения в налоговом законодательстве, отсутствие гарантий стабильного будущего для предпринимателей.
- Правовые неувязки. К сожалению, российское законодательство мало чем отличается от погоды, которую предсказать стало очень сложно. Чем руководствуются депутаты ГД при принятии тех или иных законов можно только догадываться. Конкретный прогноз в бизнесе при таких условиях делать крайне сложно.
- Природные катаклизмы, стихийные бедствия, и прочие разрушительные явления, противостоять которым человек не в силах.
Внутренние риски
- Производственные риски — опасность отступления от сроков выполнения работы, либо производство меньшего объема продукции
- Рыночные риски — снижение цен на рынке, появление новых «игроков», изменение спроса под влиянием внешних факторов, и т.д.
- И, как следствие двух предыдущих пунктов — финансовый риск, при котором предприятие получает намного меньше расчетной прибыли
Способы снижения возможных рисков
Бизнес-планирование предлагает три главных универсальных направления минимизации негативных моментов:
Если объяснять в нескольких словах, диверсификация — это создание нескольких, независимых друг от друга источников дохода. На деле это можно выразить, к примеру, в поиске нескольких поставщиков. Довольно часто, зависимые от одного поставщика компании попадали в неприятную ситуацию при несоблюдении сроков поставок сырья, одностороннего прекращения договора, и т.д. Лучше всего найти 2-3 надежных партнеров и, либо производить закупки у каждого в порядке очередности, либо иметь на непредвиденный случай соответствующий договор.
к оглавлению ↑
Банкротство компании — крайняя мера в бизнесе, на которую решаются, когда уже действительно ничего нельзя сделать для «реанимации». Страхование — один из немногих способов, дающих возможность не потерять абсолютно все средства в результате ликвидации компании (порядок действий при ликвидации ООО вы можете узнать по этой ссылке).
Основные виды страхования, доступные для малого и среднего бизнеса — это:
Страховать активы компании совсем необязательно, можно использовать и другие направления снижения риска, но в том случае, если товары и имущество компании является очень ценным, и на нем построен весь бизнес, страховку нужно использовать обязательно.
- Наличие обязательной законодательством медицинской страховки всего рабочего персонала
- Различные компенсации сотрудникам, которые придется выплачивать в результате потери ими работы, или возникновения других обстоятельств
Резервные накопления
Для того, чтобы в ситуации угрозы рисков компания имела возможность продолжать платить по счетам, и в полной мере продолжать свою деятельность, многие предприниматели используют метод «финансовой подушки». Достаточное количество средств на счетах компании позволит также устранить неожиданно возникшие моменты, как, то:
Маркетинг — это не панацея от всех бед. Спрогнозировать все риски просто невозможно, и потому наличие дополнительного финансирования говорит о предусмотрительности владельца бизнеса. Все эти моменты обязательно должны быть отражены в бизнес-плане. к оглавлению ↑
В последнее время получение всевозможных гарантий является наиболее популярным способом снижения рисков. Как правило, исполнительными обязательствами являются такие документы, как:
Вообще, документальное оформление всех видов сотрудничества всегда должно применяться при оформлении любых видов сотрудничества и договоренностей.
Напомню вам остальные разделы бизнес-плана:
О том, зачем вообще нужен бизнес-план предпринимателю можно узнать по этой ссылке — http://business-poisk.com/zachem-nuzhen-biznes-plan.html