Развитие социальной ответственности бизнеса в россии

Мировая глобальная экономика превратилась в арену ожесточенной конкурентной борьбы на уровне государств, корпораций и индивидуумов. Постоянная трансформация и модификация глобальных факторов развития является одновременно и источником значительных угроз, и явным стимулом к усовершенствованию форм завоевания корпоративного лидерства на рынке. Особенно остро указанные проблемы стоят перед корпорациями, которые представляют страны с переходной экономикой, ведь изменения конкурентного ландшафта сопровождаются для них существенными преобразованиями на уровне базовых принципов ведения бизнеса.

В последнее время в отношениях между государством, гражданскими институтами и частными компаниями произошли изменения, которые способствовали появлению новых форм общественного взаимодействия. Одна из таких форм основывается на исключительно добровольно построенной системе взаимоотношений, — это корпоративная (социальная) ответственность. В настоящее время, вопрос социальной ответственности бизнеса выдвинулся на первый план. Социальная деятельность предприятия и его репутация взаимосвязаны между собой. Если фирма будет вкладывать средства в социальные программы, тем самым обеспечивая социальные гарантии своим работникам и гарантируя качество и безопасность реализуемой продукции и услуг, то в перспективе предприятие ожидает благоприятное социальное окружение, а вследствие этого и устойчивое финансово-экономическое положение.

До 2000 г. понятие «корпоративная социальная ответственность» оставалось неизвестным подавляющему большинству представителей российского бизнеса, а практика ограничивалась благотворительностью, традиции которой коренятся в историческом прошлом России. Исследование показало, что многие российские компании уже в тот период начали пересматривать свои подходы к благотворительности, стремясь повысить её эффективность как для получателей, так и для самой компании. На основе изучения деятельности 20 компаний, среди которых были как собственно российские структуры (Ингосстрах, «Лукойл», Росбанк, «Русское золото» и др.), так и отделения транснациональных корпораций («DHL International», «Phillip Morris» и др.) нами составлена гистограмма, на которой отображены основные направления благотворительности этих компаний.

В 2002 — 2006 гг. в связи с наметившейся экономической и политической стабильностью и активным выходом российских компаний на международный рынок повысился интерес крупных компаний к выработке политики социальной ответственности и стратегий участия компании в жизни общества.

К этому же периоду относится активное развитие бизнес-ассоциаций — Ассоциации менеджеров, Российского союза промышленников и предпринимателей, других организаций — «САР» , фонда «Евразия» и др. и их участие в обсуждении концепции социальной ответственности применительно к России.

Заслуживают внимание определения, содержащиеся в «Докладе о социальных инвестициях в России в 2004 году», подготовленном Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России. Авторы доклада применительно к России разграничивают понятия корпоративной ответственности перед обществом и корпоративной социальной ответственности (КСО).

Собственно корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО) определяется в рассматриваемом документе как «добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций».

Заметим, что понятие «социальной ответственности бизнеса» в определении сужается до понятия «социальных инвестиций». Между тем, как было показано, социальные инвестиции — это лишь одна из стратегий социально ответственного бизнеса.

На данный момент субъектами социально ответственного бизнеса в России являются, главным образом, крупные компании. Практической формой реализации КСО являются социальные инвестиции [1].

При этом в сфере социально ответственного бизнеса в России по сравнению с развитыми странами Запада наблюдаются три особенности:

  • во-первых, более резко выражена объективная необходимость поддержки, а подчас и «замещения» государства и муниципальных органов власти со стороны бизнеса в социальной сфере;
  • во-вторых, слабость давления на крупный бизнес со стороны потребителей и граждан. Если, как было показано выше, в странах Запада бизнес испытывал сильное давление со стороны общества, что и послужило одним из факторов закрепления и институционализации концепции корпоративной социальной ответственности, то в России такое давление отсутствует;
  • в-третьих, здесь присутствует куда более сильное давление со стороны государства и местных органов власти. Именно государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом.

В России к настоящему времени не сложились благоприятные условия для развития КСО. Дореволюционная благотворительность и советская система социальной поддержки не способствовали формированию институциональных норм КСО и механизмов социального партнерства, а характерная нерационально-активистская позиция представителей гражданского общества, не привела к развитию интеграции вопросов КСО и устойчивого развития в сферу публичной политики, как в ЕС. Все это наряду с низким уровнем интеграции страны в мировую экономику и информационное пространство, а также с отсутствием традиций корпоративного управления и неудовлетворительным состоянием общественных инфраструктур, привело к повышению роли политического фактора в распространении социальной ответственности бизнеса (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение особенностей европейской и российской практики КСО

В рамках изучения отношения руководителей российских фирм к идее социально ответственного бизнеса нами было проведено исследование социального дискурса на материалах Интернет-версий СМИ.

Цели исследования состояли в том, чтобы оценить состав авторов и субъектов социально ответственного бизнеса в России на современном этапе, а также мотивацию, направленность и тип мероприятий социально ответственного бизнеса.

Таблица 2

Рейтинги корпоративной социальной ответственности [2]

Дискуссия о корпоративной социальной ответственности, активно ведущаяся в мировой управленческой литературе на протяжении последних десятилетий, приобретает актуальность и в нашей стране. Понимание стратегической природы корпоративной социальной ответственности позволяет бизнесу не только рационально относиться к существующим в обществе ожиданиям, но и активно выстраивать соответствующий системный отклик на эти ожидания. КСО в своих современных трактовках — это не бремя, навязываемое бизнесу, а мощный инструмент повышения его конкурентоспособности. Все большее число ведущих отечественных компаний демонстрирует понимание нового для России стратегического подхода к КСО.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.