Развитие малого бизнеса в ростовской области

В настоящее время малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики России, определяющим темпы экономического роста, качество валового национального продукта и состояние занятости населения. Отличительными чертами малого бизнеса являются: совмещение функций собственника и управляющего в одном лице, оперативность принятия решений, повышенная восприимчивость к инновациям, быстрая реакция на возникновение открытых ниш рынка. Однако, высокая капиталоемкость инновационных технологий, машин и оборудования, выходящая за пределы финансовых возможностей субъектов малого бизнеса, препятствует приобретению и не обеспечивает необходимый рост эффективности производства и доходности бизнеса. Поэтому в России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На территории Ростовской области реализуется Областная долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг.», основными задачами которой, являются:

— повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении жизни населения;

— обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития государственно-частного партнерства, привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;

— наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;

— увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в инновационной сфере;

— увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты российской бюджетной системы.

Тенденции роста количества субъектов малого предпринимательства, их оборота и сальдированного финансового результата стали индикаторами создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Ростовской области (таблица 1).

Таблица 1 — Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий в Ростовской области за 2011-2013 гг. [3; 5, с. 202]

Наблюдается положительная тенденция к росту числа малых предприятий, хотя и несколько замедленными темпами: малые предприятия увеличились за 2011-2013 годы на 0,2 %, хозяйства индивидуальных предпринимателей — на 0,8 %, их доля в общем количестве малых предприятий составляет 88,0-88,5 %. Оборот малых предприятий вырос на 10,5 %, а прибыль — на 92,2 %. Инвестиции в основной капитал за трехлетний период выросли на 18,4%.

В январе-сентябре 2014 года на малых предприятиях Ростовской области, численностью 5942 единиц, количество замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 155197 человек (92,0 % к уровню января-сентября 2013 года). За этот период оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 279869,4 млн. рублей (107,5 % к уровню января-сентября 2013 года) [6, c.79-85]. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) в январе-сентябре 2014 года составил 8930 млн. рублей [6, c. 87].

Удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме оборота розничной торговли Ростовской области в 2013 году составил 50,8 %, крупных и средних организаций — 40,0 %, а доля розничных рынков и ярмарки равна 9,2 %. Необходимо отметить, что в сфере малого предпринимательства торговля занимает ведущее место (таблицы 2-3).

Таблица 2 — Динамика и структура численности малых предприятий Ростовской области по видам экономической деятельности за 2011-2013 гг. [3]

Из приведенных данных о количестве малых предприятий по видам экономической деятельности видно, что больше всего субъектов малого предпринимательства Ростовской области сосредоточено в отрасли торговли — от 40,1% в 2011 году до 39,7% в 2013 году, то есть непроизводственная сфера и, прежде всего торговля, остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. В два раза меньшее количество малых предприятий занимается операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, их доля в общей численности МФХ составляет 18,0-18,5%. На третьем месте выступает строительство, в нем задействовано 11,5-11,4 % всех предприятий.

Таблица 3 — Динамика и структура оборота малых предприятий Ростовской области по видам экономической деятельности за 2011-2013 гг. [3]

Показатели оборота малых предприятий по видам экономической деятельности свидетельствуют о том, что большая часть оборота происходит в сфере торговли (оптовой и розничной), обеспечивающей 65,7-68,6 % всего товарооборота, сформированного всеми малыми предприятиями Ростовской области. На сферу обрабатывающих производств приходится больше 9-ти процентов оборота малых организаций, на сферу строительства 8,6-7,0 %, на сферу сельского хозяйства 3,0-3,1 %.

По данным Ростовстата, в январе-сентябре 2014 года 63,1 % товарооборота области обеспечили 29,6 % малых предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, на втором месте оборот организаций обрабатывающего производства — 11,6 %, на третьем — оборот предприятий строительства — 8,1 %, оборот сельского хозяйства составляет 3,8 % [6, с. 79-80].

Особенно актуальную и важную роль играет малое предпринимательство в развитии сельского хозяйства. «С одной стороны, экономической, оно вносит существенный вклад в производство сельскохозяйственной продукции и обладает при этом огромным потенциалом для наращивания объемов её производства. С другой, социальной, — создает новые рабочие места, снижает уровень бедности, поддерживает сельский уклад жизни и сохраняет „целостность“ территории страны» [2, с. 6]. Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы включает 16 подпрограмм по развитию животноводства, растениеводства, малых форм хозяйствования на селе, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также социальному развитию села (таблица 4). Мероприятия программы включают, как софинансируемые из федерального бюджета, так и осуществляемые только за счет средств областного бюджета с учетом региональных особенностей сельского хозяйства.

Таблица 4 — Динамика финансирования по отраслям АПК Ростовской области за 2008-2013 годы, млн. руб. [4]

Общий объем бюджетных ассигнований на финансирование сельско-хозяйственных товаропроизводителей Ростовской области в 2008-2013 гг. увеличился в 3,8 раза за счет: увеличения объема финансирования на развитие малых форм хозяйствования в 4,3 раза; на социальное развитие села — в 2,8 раза; на возмещение процентной ставки по кредитам — в 1,9 раза; на животноводство — в 1,4 раза. Большая часть средств предназначается на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, и составляет в 2013 году 2907,5 млн. руб.

В структуре финансирования Госпрограммы по отраслям в Ростовской области в 2008-2013 гг. преобладают расходы, связанные с возмещением процентной ставки по кредитам, удельный вес которых от общего объема финансирования увеличился с 12,8 % в 2008 году до 64,6 % в 2013 году.

Таблица 5 — Динамика производства сельхозпродукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Ростовской области за 2009-2013 гг. [4; 5 с. 258]

Данные таблицы 5 свидетельствуют о снижении количества крестьянских (фермерских) хозяйств, сопровождающемся увеличением площади земли, приходящейся на одно хозяйство, то есть идет укрупнение хозяйств с дальнейшим переходом в иные формы хозяйствования. Валовой сбор подсолнечника снизился на 16,1 % в связи с уменьшением площади посевов этой культуры в Ростовской области с целью улучшения структуры севооборотов. Снижение надоев молока связано с сокращением численности дойного стада, недолговременным хранением молочной продукции и увеличением расходов на транспорт, удаленностью от городов и рынков молочной продукции.

Одним из ключевых факторов повышения качества жизни сельского населения и развития малых форм хозяйствования является развитая торгово-закупочная инфраструктура сельскохозяйственной продукции, поэтому необходимо расширение возможностей и улучшение условий сбыта продукции.

Для создания условий адаптации КФХ к вызовам аграрных кризисов в стране проектируются и создаются региональные (муниципальные) центры переработки и продажи сельхозпродукции, называемые «агропромышленными парками». Они представляют собой бизнес-объединения, содержащие объекты производственной, торговой и социальной инфраструктуры.

ООО НПФ «Инком-центр» в рамках выполнения Государственного контракта № 57 от 12.08.2014 года по заказу Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области провел социологический опрос по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В социологическом опросе приняли участие 1100 предпринимателей, территория опроса охватывала 25 муниципальных образований области. Результаты опроса показали, что 74,5 % опрошенных руководителей позитивно оценивают созданные в Ростовской области условия ведения бизнеса [1, с. 3]. Большинство опрошенных предпринимателей не испытывают проблем с налогообложением и с получением различных лицензий, сертификатов и других разрешительных документов. При реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного (муниципального) недвижимого имущества, главными проблемами, с которыми столкнулись респонденты, были длительный срок оформления документов (44,6 % опрошенных) и высокая стоимость процедуры (32,8 %).

Таблица 6 — Проблемы, возникающие у представителей малого бизнеса при прохождении отдельных процедур, по степени их значимости [1, с. 40]

Результаты опроса, проведенного ООО НПФ «Инком-центр», показали, что более половины предпринимателей, участвующих в социологическом опросе считают, что в настоящее время бизнесом более всего востребованы финансовая, информационная и консультационная поддержки. Среди форм финансовой поддержки наиболее эффективной участники социологического опроса считают получение субсидий. Этот вариант ответа выбрали 64,9 % от общего числа респондентов. Таким образом, стимулирование деятельности малого предпринимательства и продолжение государственной поддержки остаются актуальными, но, наряду с разъяснением механизма предоставления государственной поддержки, сокращением барьеров на пути доступа представителей малого бизнеса к получению средств поддержки необходима индивидуальная разъяснительная работа.

Ростовская область в числе первых регионов Российской Федерации разработала и ввела в действие механизм по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности. По результатам рейтинга Министерства экономического развития России Ростовская область вошла в группу регионов высшего уровня качества осуществления регулирующего воздействия, заняв 4-е место среди 83-х регионов.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что малое предпринимательство на Дону с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции не только внутри области, но и за ее пределами. Программно-целевой подход к решению проблем малого предпринимательства и реализация целевых программ в Ростовской области позволяют формировать благоприятный предпринимательский климат, осуществлять мониторинг динамики показателей работы малых предприятий, контролировать исполнение намеченных целей и способствуют обеспечению экономического роста и занятости населения.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.