Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании

Рекомендуемая ссылка на статью:

Формирование прочного экономического фундамента муниципальных образований — основа эффективного выполнения многочисленных социальных обязательств местными органами власти. Существующая несбалансированность доходов и расходов муниципалитетов по-прежнему продолжает лихорадить всю систему российского местного самоуправления, не позволяя ей выйти на траекторию устойчивого развития. Практика «навешивания» на органы местного самоуправления дополнительных обязательств, не подкрепленных финансовыми ресурсами, снижает эффективность деятельности муниципальных администраций и, соответственно, повышает уровень недоверия к местной власти со стороны общества. «Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно…»*. При этом необходимо отметить, что практически полная зависимость многих муниципальных образований от дотаций из региональных бюджетов в значительной мере блокирует возможности стратегического развития территории, заставляя функционировать местные администрации в режиме «латания дыр». Достаточно остро стоят вопросы эффективного исполнения органами власти своих обязательств по формированию и поддержанию высокого уровня качества жизни местного населения. Низкий уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований собственными доходами не позволяет местным органам власти реализовывать муниципальную социальную политику, адекватную запросам местных сообществ, лишает возможности эффективно развивать инфраструктуру, решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Таким образом, проблема наращивания собственных доходов для местных администраций является весьма острой, особенно для муниципальных образований, экономика которых имеет так называемый депрессивный характер. Представляется, что практически единственным средством увеличения объемов собственных доходов большинства муниципалитетов (прежде всего поселений и муниципальных районов) является ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства. Причем стимулирование обозначенного сектора экономики должно строиться через развитие бизнес-проектов, реализация которых позволит создать большее число легальных рабочих мест с высоким уровнем заработной платы.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, в том числе, задачи создания «условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству»[4]. Учитывая, что местное самоуправление в Российской федерации — это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций«[5], представляется важной для оценки результативности решения вышеназванных вопросов местного значения разработка методики, позволяющей оценивать качество этой работы с точки зрения общественной полезности.

Предлагаемая нами методика исходит из предположения, что оценить эффективность деятельности региональных органов власти по формированию благоприятной институциональной среды, способствующей поступательному развитию малого и среднего предпринимательства, можно, основываясь на индикаторах прироста (снижения) отдельных показателей, характеризующих хозяйственно-экономическую деятельность субъектов бизнеса. Учитывая, что мониторинг должен быть лишен субъективизма, свойственного методам, основанным на социологических опросах, мы в нашей методике использовали количественные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства, отраженные в официальной статистике и размещенные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Интегральный показатель эффективности деятельности региональных органов власти по формированию институциональной среды, способствующей поступательному развитию малого и среднего предпринимательства , рассчитывается из показателей, которые можно трактовать как категории, характеризующие удовлетворенность субъектов малого бизнеса институциональной средой предпринимательства, существующей в регионе с учетом весовых значений, определяемых экспертным путем (При этом необходимо учитывать, что экспертные весовые оценки должны удовлетворять следующему условию: , , где n — количество показателей).

Таблица 1. Весовые значения отдельных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, характеризующих степень удовлетворенности малого бизнеса институциональной средой предпринимательства в регионе

* в случае отрицательного значения показателя (снижения показателя относительно базового периода), данный показатель при суммировании не учитывается.

На основе предложенной методики нами была определена степень эффективности деятельности региональных органов власти по формированию институциональной среды, способствующей поступательному развитию малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа (таблица 2).

Солодилова_2_3_14

В нашем случае на получение дополнительных грантов вправе рассчитывать шесть регионов: Ульяновская область, Республика Башкортостан, Оренбургская, Самарская области, а также Республики Мордовия и Татарстан. Пропорции распределения дополнительных ресурсов определяются в зависимости от суммы гранта и количества регионов, имеющих право на получение средств. Объемы грантов на федеральные округа должны уточняться при проектировании федерального бюджета. Согласно нашему подходу, по результатам рейтингования муниципальных образований региона по предложенной методике гранты должны направляться на реализацию муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства. Представляется, что администрации муниципальных образований будут стремиться к увеличению показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на местах, а у региональных властей появятся дополнительные ресурсы для стимулирования деятельности местных органов власти, направленной на развитие малого бизнеса на территории.

Однако, по данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», в среднем только около 10–12% муниципальных образований в отдельно взятом регионе эффективно взаимодействуют с бизнесом и проводят работу по развитию частной инициативы и стимулированию предпринимательской активности. Лишь около 15% глав администраций муниципальных образований в «среднем регионе» настроены развивать предпринимательство и обладают необходимыми умениями для этого, видя в нем основу стабильности развития территории[6].

На современном этапе развития местного самоуправления некоторым территориям по-прежнему свойственна полуиждивенческая модель развития, скованность и безынициативность власти, некая социальная «подавленность» бизнес-структур, инфантилизм общественных организаций и объединений. Инертность, нежелание разумно рисковать («как бы чего не вышло»), некий консерватизм и формальные подходы на местах еще достаточно распространены. Отчасти это является наследием сложившейся системы управления территориями, которой были свойственны достаточно жесткая централизация и регламентация. Данное административно-политическое наследие продолжает и в настоящее время в определенной степени оказывать влияние на местный уровень, хотя в этой сфере уже обозначились контуры позитивных изменений. Несмотря на определенный положительный опыт некоторых муниципальных образований по генерации и реализации органами местного самоуправления отдельных инициатив и идей, направленных на формирование позитивного предпринимательского климата, в целом считаем, что данное направление работы охвачено далеко не в полной мере, хотя является весьма перспективным и имеет существенный потенциал.

Таким образом, согласно предлагаемой нами методике, при оценке профессиональной эффективности чиновников используются всего два целевых индикатора: количество занятых работников в малом и среднем бизнесе, имеющих заработную плату, равную или превышающую среднюю по экономике в муниципальном образовании; уровень налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местный бюджет.

Таблица 3. Количество занятых работников в малом и среднем бизнесе, имеющих заработную плату, равную или превышающую среднюю по экономике в муниципальном образовании*

*Показатели получают из территориальных органов Пенсионного фонда России.

Таблица 4. Уровень налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местный бюджет (в части собственных доходов)*

*Показатели получают в территориальных инспекциях Федеральной налоговой службы.

На основе суммирования полученных результатов предлагается следующая шкала оценки компетентности чиновников, ответственных за содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании на основе критериев лояльности бизнеса к власти (таблица 5).

Солодилова_5_3_14

Мониторинг лояльности бизнеса к власти с последующей оценкой компетенции отделов администраций и персонально ответственных чиновников целесообразно проводить ежеквартально с подведением общих итогов в конце года. По результатам двухгодичного мониторинга, в случае сохранения оценки лояльности бизнеса в муниципальном образовании на уровне ( 1+ ) или ( — ), следует задуматься о принятии организационно-кадровых решений [Солодилова, Маликов, Гришин,2013. С.12—14]. Также данные мониторинга могут быть использованы для проведения конкурсов среди соответствующих отделов администраций с последующим материальным стимулированием сотрудников именно этих структурных подразделений.

Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е., Исаев Ф.Э. Разработка системы мониторинга влияния административного регулирования на эффективность предпринимательской деятельности в муниципальном образовании // Экономика и управление: Научно-практический журнал. Уфа. 2013. № 5. С.33—40.

* Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года // http://www.kremlin.ru/

[2] 100 шагов к благоприятному инвестиционному климату. Достижения и новые вызовы //http://www.vedomosti.ru/events/100_steps/

[4] Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 ″ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 8 октября. 2003. Доп. выпуск № 3316.

[6] Хомченко Ю. Бизнес в маленьком городе // Интернет-журнал «Деловая среда». 2013 // http://journal.dasreda.ru/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.