Развитие бизнеса в современных условиях

НА. Ромахина. Формирование и развитие малого бизнеса в современных условиях российской..

И.А. Ромахина

ФОРМИРОВАНИЕ Ш РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ экономики

Томский государственный педагогический университет

В современных условиях развития экономики сектор малого предпринимательства (МП) занял прочные позиции в экономике страны и представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу. По данным статистики, в РФ функционирует более 840 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43 %), строительство и промышленность до 16 % общего количества малых предприятий. Однако малое предпринимательство создает менее 10-12 % ВВП России, выпускает всего 4 % промышленной продукции, на их долю приходится 23 % подрядных строительных работ. Следует отметить, что в развитых странах Европы, Японии, США доля малого и среднего бизнеса составляет более половины внутреннего валового продукта. На малых предприятиях Японии занято 3/4 всей рабочей силы страны. Значительную часть экономики Испании составляют малые и средние предприятия, где работает 70 % всей рабочей силы и производится около 60 % ВНП.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика не в состоянии ни функционировать, ни развиваться. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики.

Политика государства в области малого бизнеса в любой стране должна исходить из государственного понимания важности этого вида предприятий" их роли в экономическом и социальном развитии государства.

В разных странах существует различное понимание принципов поддержки малого бизнеса. Одни страны считают, что регулирующая деятельность государства должна быть минимальной, другие — за создание такой юридической, финансовой, организационной системы, которая обеспечивала бы широкое использование малыми предприятиями государственных субсидий, льготных налогов, займов. При этом каждый из вышеназванных подходов отличается проработанностью, конкретностью, пониманием национальных и межнациональных интересов, разработкой механизмов их реализации на всех уровнях.

В России программы поддержки развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях грешат отсутствием ясности в рас-

пределении функций и полномочий между государственными органами и другими организациями. Ведомственные интересы очень часто преобладают над национальными.

Мероприятия по государственной поддержке малого бизнеса должны предусматривать решение следующих задач:

— обеспечение благоприятных и стабильных условий для функционирования экономической деятельности в целом, в том числе малого бизнеса;

— оказание поддержки желающим начать пред-принимательскую деятельность;

— обеспечение защиты прав и безопасности личности и собственности.

Выполнение этих задач возможно лишь при наличии серьезной правовой базы, обеспечивающей комплексный подход в решении проблемы малого предпринимательства.

Следует отметить, что регулирующее вмешательство государства в бизнес способствует его развитию в том случае, когда оно осуществляется в определенных пределах. Так, Александром Лившицем во «Введении в рыночную экономику» выделяются основные направления в осуществлении государством своих функций в рыночном хозяйстве.

Первое направление — разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Второе направление — обеспечение нормальных условий для работы рыночных механизмов. Сюда можно отнести меры по защите экономики от монополизма, инфляции с помощью стабильной денежной подпитки, поддержания системы государственных финансов на необходимом уровне и т.д.

К третьему направлению относится разрешение государством тех проблем, которые не под силу рыночным механизмам, в частности проблемы экологической безопасности, социальных проблем.

Остановимся более подробно на формах государственной поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время можно говорить о создании правовой базы развития малого предпринимательства. Так, положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ регламентируют такие принципы регулирования экономических отношений, как принятие равенства их участников, неприкосновенность собственности, свобода договора и т.д. В середине 90-х гг. в России сформулированы основы

Вестник ТГПУ 2003. Выпуск 5 (37). Серия: ЭКОНОМИКА (СПЕЦВЫПУСК)

нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами позволило законодательной и исполнительной власти регионов создать собственные законы по развитию и поддержке малого предпринимательства. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время создана нормативно-правовая база поддержки малого предпринимательства.

В связи с этим представляется более существенной проблема поддержки функционирования малого предпринимательства.

Несмотря на значительное внимание, которое уделяется функционированию малого бизнеса, следует отметить очень тревожный момент. За период 1990— 2000 гг. количество малых предприятий на тысячу населения неуклонно возрастало. Однако в последние два года он «застыл» на месте. Эту тенденцию можно объяснить следующими причинами.

Созданная правовая база поддержки развития малого бизнеса на сегодня не смогла уменьшить слабое доверие к государству, вызванное нестабильностью государственной политики федерального уровня по отношению к малым предприятиям. Так, принятие федерального закона об уплате предпринимателями единого социального налога привело к увеличению бремени налогообложения более чем в 2 раза, значительно усложнив при этом отчетность.

Следующая причина ограничения роста малых предприятий — отсутствие ценностной инфраструктуры поддержки’ малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес прошел этап становления, когда он пользовался в основном собственными ресурсами для своего развития. На последующих этапах его развития уже явно необходима инфраструктура поддержки, т.е. действующие в рамках единой политики организации, оказывающие малому предпринимательству юридические, информационные и иные услуги, помогающие в поиске кредитных средств и предоставляющие эти средства готовящим, кадры для малого предпринимательства и т.д.

Так, на уровне региона создана комплексная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства Томской области на 2001— 2003 гг. Эта программа является третьей по счету и объединяет в себя положительные результаты реализации двух предыдущих и опыта других регионов РФ. Реализация программы предполагаете! осуществить на основе следующих принципов:

— предоставление субъектам МП организациями инфраструктуры поддержки МП возможно более полного спектра услуг;

— усиление взаимодействия всех элементов инфраструктуры и направлений государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства.

В процессе функционирования для малого бизнеса наиболее существенными становятся:

— проблема налогообложения,

— функционирование государственных антимонопольных органов,

— создание специализированных фондов поддержки малого бизнеса.

Программа состоит из шести блоков, каждый из которых включает в себя перечень мероприятий по следующим направлениям:

— развитие инфраструктуры поддержки МП;

— реализация соответствующей законотворческой инициативы как на федеральном, так и на региональном уровне;

— мероприятия по финансово-кредитной поддержке МП;

— информационная поддержка:

— кадровое обеспечение;

— внешнеэкономическая деятельность МП.

Государство начинает демонстрировать адекватную реакцию на проблемы малого бизнеса. То, что сегодня наиболее беспокоит представителей малого бизнеса, — крайне несовершенная нормативноправовая база их деятельности и возможность участия в нормотворчестве — попало в поле зрения высших должностных лиц государства. В этой связи закономерно возникает вопрос о перспективах развития государственных программ поддержки малого бизнеса. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» следует, что на федеральном и муниципальном уровнях формируется дву-трех-уровневая (Федерация — область — город) система законодательного и нормативного оьбеспечения поддержки малого предпринимательства. Такое понимание государственных программ соответствуют требованиям времени. Эти программы следовало бы понимать как программы партнерства государства с другими наиболее эффективными субъектами поддержки МП, например с торгово-промышленными палатами и объединениями предпринимателей. Общественные организации не являются альтернативой государственных программ, в данном случае предполагается их интеграция. В частности, естественной областью интеграции является работа по подготовке изменений в нормативно-правовой базе малого предпринимательства. Такие функции, как экспертиза проектов законов, исследование реальных экономических последствий от нововведений в сфере налогообложения малых предприятий, социологические исследования малого предпринимательства с целью выявления его наиболее актуальных проблем и значимых интересов, разработка и организация процедур взаимодействия малого бизнеса и властных структур и многие другие могли бы успешно реализоваться в торгово-промышленных палатах и объединениях предпринимателей в

рамках договорных отношений с государственными структурами.

Важность поддержки малого бизнеса подтверждена мировым опытом и практикой выживания малых предприятий. Государственная поддержка созда-

ет условия, при которых малый бизнес закрепляет свои позиции в экономике, начинает самостоятельно развиваться и оказывать влияние на социально-экономические показатели региона, а затем и страны в целом.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.