Работа в бизнес такси отзывы
Составить объективную картину целиком по России сложно: слишком уж многое зависит от специфики региона. Впрочем, если разделить рынок по группам (статус автомобиля, класс такси — эконом или премиум), картинка более или менее сложится. К тому же есть некоторые, скажем так, общие правила. В целом на финансовый успех таксиста влияют несколько основных факторов. Разберем для начала именно их.
Выбор автомобиля
Автомобиль и его статус по отношению к материальному положению водителя во многом влияют на коммерческий успех всей затеи. От того, какая это машина и в чьей она собственности, зависит, сколько будет зарабатывать и тратить таксист.

Общие требования к автомобилю:
• Экономичность — один из ключевых факторов финансового успеха в такси. Тут все просто: чем меньше денег уходит на топливо, тем больше остается таксисту. Если у вас машина с двигателем V8, «пожирающая» 25 литров на 100 км, то лучше идти не в такси, а в персональные водители, обслуживание свадеб, праздников или в трансфер. Хотя и там объемному бензиновому двигателю предпочитают экономичный турбодизель.
• Надежность — в отличие от расхода топлива это уже не столь точная мера. Если у машины капризничает электроника — не работает музыка или отказал подогрев — это одно. И для работы в такси, в общем-то, не помеха. Другое дело, если у автомобиля «сыпучая» подвеска, проблемы с мотором, коробкой передач или серьезные недочеты по электрике. Для работы в такси такие «глобальные» поломки — серьезный удар: во-первых, их устранение требует серьезных затрат, а во-вторых, заставляет простаивать машину.
• Комфорт — пусть и не ключевой, но важный фактор для автомобиля такси. Важнее, чем может показаться на первый взгляд. Практически любой уважающий себя водитель сегодня выбирает машину с кондиционером. В больших городах таксисты часто осознанно предпочитают «автомат». Такие опции, как обогрев ветрового стекла и наружных зеркал или ксеноновый свет тоже являются несомненными преимуществами. Все это упрощает работу и снижает утомляемость, что, безусловно, сказывается на количестве поездок и заработке.
• Ликвидность и низкая потеря стоимости при перепродаже — профессиональные таксисты не ездят на машине долго. Под профессионалами подразумеваются автопарки или частники, которые зарабатывают в такси изо дня в день. Срок жизни автомобиля в профессиональном такси — 1–2 года. Этого хватает, чтобы окупить машину и заработать на ней, но к этому времени автомобиль обычно довольно сильно изнашивается. При этом большинство машин из такси уходят на вторичный рынок, а не в утилизацию. Таксисты — частные лица — хотят продать старый автомобиль как можно быстрее и как можно дороже, часто не чураясь корректировки одометра. Таксопарки могут отдать технику в трейд-ин, на разбор или продать таксисту, который работал на этом автомобиле.

Купить автомобиль можно и за 50 тысяч рублей, но такую машину не возьмут ни в один приличный авто- или таксопарк. Остается «бомбить», что в современных реалиях почти бесполезно. «Бомбил» на старых «Жигулях» и «Волгах» с рынка выдавили не власти, а интернет, мобильные приложения и колл-центры по заказу такси, которые просто отказываются принимать в свои ряды старые рыдваны, при этом владея подавляющим большинством заявок. Таким образом, в крупном городе «бомбила» сегодня не может обеспечить себя постоянным пассажиропотоком, а значит, лишен возможности стабильного заработка. Следовательно, начинать карьеру в такси лучше на машине не старше пяти-семи лет.
Локация (город, место)
Локация — один из важнейших факторов, определяющих заработок таксиста. Регион, город, район, в котором работает «извозчик», — все это очень даже влияет на финансовый успех, причем как на макро-, так и на микроуровне. «Злачные» места — аэропорты, вокзалы, ночные клубы, бизнес-центры. Как правило, чем больше и богаче город, тем больше возможностей заработать на перевозках. Впрочем, не стоит забывать о том, что и конкуренция в мегаполисах гораздо выше.

Юридическая сторона вопроса
Таксомоторные перевозки регулирует Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Впрочем, этот нормативный документ не целиком посвящен таксомоторным перевозкам. Лишь четыре из десяти его статей охватывают внесение поправок, касающихся работы такси. Основной закон — УАТ (Устав Автомобильного и городского электрического транспорта, он же ФЗ-259).
Главное, что требует закон от таксиста — лицензирование. В противном случае ему грозит штраф в размере от 50 000 рублей, а за повторное нарушение к штрафу может прибавиться конфискация ТС, но на практике значительная доля перевозчиков работает без лицензии.
Для получения разрешения (лицензии) необходимы: заявление; копия паспорта заявителя; копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП); копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, аренды, или генеральной доверенности, если автомобиль предоставлен на основаниях какого-либо из этих условий). Но тут многое зависит от региона: 4-я и 5-я главы закона регулируют «перевозки по заказу» и «перевозки пассажиров и багажа легковым такси». Некоторые агрегаторы пытаются балансировать между перевозками по заказу (для них не требуется разрешение) и перевозками в такси (для них требуется). В Москве и Петербурге с этим строго, в регионах — лояльнее.
Впрочем, лицензия — это еще не все: УАТ содержит массу дополнительных требований типа ежедневного медицинского и технического осмотра, путевых листов и т. д.
Успешность той или иной локации зависит от времени, дня недели, месяца, погоды, изменения расписания общественного транспорта… Традиционно в будние дни самым выгодным временем считаются часы пик: утро и вечер. В выходные и в вечер пятницы спрос, как правило, выше, чем в будни. Отдельная история — Новый год или другие «массовые» торжества — пик спроса на перевозки. Еще больше увеличивает потребность в передвижении на такси плохая погода.

Как изменили рынок такси мобильные приложения, или «Бомбить» больше не вариант?
В последние годы рынок такси до неузнаваемости изменили мобильные приложения. Самые известные на сегодня — «Максим», Uber, Gett, «Яндекс.Такси», RuTaxi (см. также результаты опроса на Дроме «Какими службами такси вы обычно пользуетесь?»). Некоторые из этих игроков стали поистине глобальными (например, Uber) и присутствуют во многих странах. Некоторые сильны в регионах (RuTaxi, «Максим»), а некоторые по-прежнему активно охватывают лишь крупные города России. В регионах стали появляться свои, более «мелкие» службы заказа такси, которые под натиском грандов тоже начали разрабатывать собственные мобильные приложения. Впрочем, они все еще не могут полноценно противостоять крупнейшим онлайн-сервисам и пока так и не отказались от привычных телефонных звонков.
Как зарегистрироваться в одном из агрегаторов такси?
Процедура регистрации в любом из агрегаторов весьма проста: заявку можно оставить онлайн, а можно обратиться к агентам по подключению. В рамках этой процедуры заключается договор с указанием параметров водителя (ФИО, реквизиты и прочее) и автомобиля (марка, модель, госномер, право собственности), проводится проверка документов, инструктаж, а иногда принимается экзамен (обычно в VIP-такси). По прошествии этих этапов можно сразу выезжать на линию.
Методика входа на рынок всех мобильных приложений-агрегаторов была одинакова — демпинг, когда для пассажира дешевле воспользоваться приложением, чем вызывать традиционное такси по телефону или даже поймать «бомбилу» с руки. Чтобы заинтересовать водителей, новые игроки таксомоторного рынка предлагали определенные льготы и доплаты. В некоторых странах это вызвало массовые протесты таксистов старой формации.
«Один из важных принципов сотрудничества Uber с водителями — гибкость. Uber не требует эксклюзивного подключения к платформе или определенного количества часов работы. Водители сами определяют свой рабочий график и решают, где, когда и на сколько подключиться к Uber. Около 90% водителей отмечают, что именно возможность самим управлять своим временем является для них ключевым преимуществом сотрудничества с сервисом. Водители сами решают, сделать ли Uber основным источником заработка для себя или сочетать с другими видами деятельности.
Водители, подключенные к Uber, не являются нашими сотрудниками. В России мы работаем только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые являются транспортными партнерами Uber и могут привлекать водителей и оформлять с ними отношения согласно российскому законодательству. Размер комиссии Uber в разных городах отличается.
Приложение применяет алгоритмы интеллектуальной диспетчеризации — направляет заказы ближайшему водителю, выстраивает оптимальные маршруты с учетом объезда пробок, может формировать непрерывные цепочки заказов, когда водитель получает новый заказ, еще не закончив предыдущий, направляет водителей в районы повышенного спроса. Все это снижает простои и позволяет совершить больше поездок в час, а значит, больше заработать».
Сегодня, когда революция уже позади, мотивация водителей несколько изменилась. Так называемые «субсидии» (доплаты за дешевые заказы и количество сделанных поездок) стали скромнее, а балом правят коэффициенты: чем меньше свободных машин, тем дороже цена поездки для клиента. Тем не менее мобильные приложения все же заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с водителями и премируют тех, кто работает много и постоянно.
Для новичка первая смена и даже первая неделя работы с мобильными приложениями могут показаться неудачными. Заявок будет немного, а время их ожидания может измеряться десятками минут. Но уже по прошествии недели активной работы, когда приложение сформирует оценку водителя, заказов становится больше: чем выше рейтинг водителя, тем быстрее приходят заявки. Хорошим рейтингом считается твердая пятерка.