Путем взаимодействий бизнес бизнес

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Е.П. Литвак

Опыт ведущих промышленно развитых стран показывает, что малый бизнес является важным структурообразующим фактором экономики, источником создания новых рабочих мест, обладает повышенной инновационной активностью. Однако успешное развитие малого бизнеса возможно лишь на основе его кооперации с крупными предприятиями.

Практика зарубежных стран показывает, что инновационная деятельность крупных и малых предприятий находится в тесной взаимосвязи, за счет кооперации происходит существенное сокращение производственных затрат, минимизируется риск инновационной деятельности, и, что крайне важно, предприятия получают синергетический эффект. Задачи обеспечения экономической безопасности, повышение конкурентоспособности российских предприятий, общие структурные преобразования в экономике страны, а также задачи формирования конкурентной среды требуют активного развития как крупного и среднего, так и малого бизнеса на региональном уровне.

Ключевые слова: малые предприятия, крупные предприятия, взаимосвязь малого и крупного бизнеса, прямое взаимодействие, опосредованное взаимодействие, косвенное взаимодействие, синергия.

Опыт ведущих промышленно развитых стран показывает, что малый бизнес является важным структурообразующим фактором экономики, источником создания новых рабочих мест, обладает повышенной инновационной активностью. Малые предприятия вносят существенный вклад в разработку современных технологий. В передовых зарубежных странах малый инновационный бизнес стал основным объектом инвестирования, потребляя от 2 до 5% общего объема финансирования в научно-технической сфере. Предприятия малого наукоемкого бизнеса создают до 50% крупных нововведений и являются лицензиарами почти 50% инноваций на мировом рынке1.

Однако успешное развитие малого бизнеса возможно лишь на основе его кооперации с крупными предприятиями. Практика зарубежных стран показывает, что инновационная деятельность крупных и малых предприятий находится в тесной взаимосвязи, за счет кооперации происходит существенное сокращение производственных затрат, минимизируется риск инновационной деятельности, и, что крайне важно, предприятия получают синергетический эффект.

Рассмотрение проблем взаимодействия крупного и малого бизнеса на региональном уровне следует начать со схемы, на которой представлены потоки взаимосвязей, часть из которых носит прямой характер, а часть — опосредованный или косвенный характер.

Основная суть противоречий взаимодействия крупного и малого бизнеса, по мнению автора, заключается в том, что при отсутствии в регионе одного из этих видов бизнеса другой может развиваться самостоятельно. Но одновременное наличие этих видов бизнеса в регионе предполагает явное или неявное их взаимодействие, при этом каждый из бизнесов преследует свои цели.

При наличии в регионе крупного и малого бизнеса последний в силу своей специфики априори не может составить существенной конкуренции крупному. Однако потенциальная угроза крупному бизнесу может быть связана с развитием малого бизнеса, его превращением в средний, а затем крупный бизнес. Следовательно, крупный бизнес не заинтересован в развитии малого, однако, как будет показано ниже, у него может существовать определенный инте-

Схема основных взаимосвязей малого и крупного бизнеса

рес к существованию последнего. В свою очередь малый бизнес в своем стремлении стать крупным непосредственно поддерживает развитие крупного. В соответствии со схемой можно выделить основные взаимосвязи между ними:

прямые — в том или ином виде непосредственные контрактные отношения между крупным и малым бизнесом;

опосредованные — связи, реализуемые через региональные органы управления и население региона;

косвенные — отношения, определяемые взаимодействием органов управления региона и населения с обоими видами бизнеса.

По нашему мнению, в зависимости от существующих между крупным и малым бизнесом взаимосвязей реализация возможных дополнительных эффектов может обладать как симметричностью для обоих видов бизнеса, так и асимметрией достижения отдельных эффектов (см. табл.).

Таблица

Возможные дополнительные эффекты при разных видах взаимодействия крупного и малого бизнеса

Бизнес-эффект Крупный Малый

Прямое взаимодействие

Специализация + +

Комплиментарный +

Синергизм (синергия) — +

Опосредованное взаимодействие

Специализация — +

Комплиментарный + +

Синергизм (синергия) + —

Косвенное взаимодействие

Специализация + —

Комплиментарный — +

Синергизм (синергия) + +

Как следует из приведенных в таблице данных, достижение максимального дополнительного эффекта для обоих видов бизнеса возможно при реализации всех трех видов взаимодействия. Рассмотрим более подробно возможные проявления дополнительных эффектов в зависимости от вида взаимодействия.

При прямом взаимодействии эффект специализации может быть достигнут как в крупном, так и в малом бизнесе, т. е. при данных отношениях возникает симметричность в силу разделения труда, что позволяет обоим видам бизнеса сосредоточить свои усилия на совершенствовании определяющих производство технологий и создании собственных ноу-хау. Но такое взаимодействие ограничено потребностями крупного бизнеса и возможностями малого.

Комплиментарный эффект при прямом взаимодействии достигается только в крупном бизнесе. Что касается малого бизнеса, то у него при этом повышается экономическая зависимость от крупного бизнеса. Однако при прямом взаимодействии малый бизнес может использовать эффект синергизма (синергии), тогда как крупный бизнес при таком взаимодействии данным эффектом воспользоваться не может.

Стремление к достижению рассматриваемых эффектов и нивелированию нежелательных последствий при взаимодействии крупного и малого бизнеса прослеживается, например, при формировании сетевых структур, которые ряд исследователей называют виртуальным бизнесом. Так, швейцарский исследователь П. Зибер под виртуальным предприятием понимает сеть самостоятельных в правовом, но зависимых в экономическом отношении предприятий, которые на основе общих целей поставляют на рынок определенную услугу2. При таком подходе виртуальное предприятие рассматривается как организационная форма, лишенная правовой базы. Проведенная П. Зибером систематизация примеров развития виртуальности позволяет выделить в соответствии с рассматриваемыми в работе возможными дополнительными эффектами взаимодействия разных форм бизнеса три пути формирования виртуальных структур.

1. Крупные предприятия расширяются посредством создания внешних филиалов и совместных компаний, передавая им часть своих компетенций, но удерживая за собой некоторые ключевые. Однако даже в этом случае растет их зависимость от других предприятий. Основное преимущество в этом случае дает «встречное движение» партнеров, в ходе которого происходит обмен хозяйственными областями при снижении их эффективности (обмен отделениями, филиалами, центрами прибыли и т. д.) или включение в состав «союза» новых предприятий при уменьшении рыночных шан-

сов. В результате образуются сети предприятий из экономически зависимых друг от друга партнеров3.

При подобном пути эволюции способов взаимодействия различных форм бизнеса, который можно назвать квазиэкстернализа-цией, возникает правовая зависимость партнеров: оговариваются условия взаимного участия, заключаются рамочные договоры о сотрудничестве и т. п. Экономическая же зависимость повышается в связи с тем, что предприятия-партнеры должны осуществлять специфические кооперационные инвестиции. Они, например, выравнивают свои информационно-технологические инфраструктуры, вырабатывают общие организационные правила взаимодействия. При этом стратегическим лидером подобных сетей остается, как правило, одно предприятие (или немногие).

Малые и средние предприятия воспринимают первый путь развития виртуальности как опасный для себя в силу отсутствия у них эффекта комплиментарности при таком взаимодействии. Поэтому они предпочитают формировать сети с компаниями своей категории. Эти сети могут иметь как вертикальные, так и горизонтальные связи. Малым и средним предприятиям, вступившим на путь квази-интернализации, часто недостает именно виртуальности, т. е. компетенции, которая в крупных корпорациях строится на координации входящих в них хозяйственных областей.

2. Отсутствие эффекта комплиментарности может компенсироваться эффектом синергизма, поэтому часть малых и средних предприятий выбирает несколько иной путь развития. Для них в противоположность крупным предприятиям характерна концентрация на немногочисленных компетенциях, низкая вертикальная интеграция, а новые рыночные шансы создаются путем взаимодействия с крупным бизнесом. Они могут предложить крупным корпорациям свои компетенции и тем самым стать частью сети предприятий. В данном случае речь идет не об отношениях клиента и поставщика в рамках рыночных сделок, а о чисто партнерских связях. При таком взаимодействии малый бизнес может использовать имидж крупного предприятия, его ноу-хау, информационную инфраструктуру. Очевидно, что и для данного пути характерно наличие лидера сети. Таким образом, анализ принципов формирования сетевых структур при прямом взаимодействии крупного и малого бизнеса показывает существование несимметрии реализации возможных дополнительных эффектов при совместной экономической деятельности.

Опосредованное взаимодействие крупного и малого бизнеса реализуется через региональные органы управления и население региона, при этом также наблюдается как симметрия, так и несим-

метричность реализации возможных дополнительных эффектов. Крупный бизнес заинтересован в существовании в регионе инфраструктуры, поддерживающей успешное развитие бизнеса. В связи с этим он явно или неявно оказывает давление на региональные органы управления по развитию необходимой ему инфраструктуры, что снижает издержки крупного бизнеса по созданию инфрастук-туры, тем самым достигается эффект комлиментарности, а использование инфраструктуры обеспечивает возможность достижения синергизма. Но такое взаимодействие не оказывает существенного влияния на конкретную специализацию бизнеса. В свою очередь при целевом формировании и использовании региональной инфраструктуры в сфере малого бизнеса также достигается эффект комплиментарности при развитии специализированных видов малого бизнеса, ориентированных на обслуживание отдельных элементов инфрастуктуры.

Малый бизнес также организует опосредованное взаимодействие через органы местного и государственного управления с крупным бизнесом, оказывая на органы управления давление по решению проблем занятости и созданию новых рабочих мест, тем самым вынуждая органы управления при размещении крупных заказов на предприятиях крупного бизнеса специально оговаривать привлечение малого бизнеса для выполнения необходимых работ. Тем самым малый бизнес может увеличивать эффект комплиментарно-сти и специализации, а крупный — эффект комплиментарности и синергизма.

При опосредованном взаимодействии через население региона, точнее через рабочую силу, возможно достижение аналогичных эффектов. Крупный бизнес в своей сущности стремится к минимизации участия человека в производственном процессе с целью максимизации извлечения удельной добавочной стоимости, следствием чего является относительное уменьшение количества занятых в крупном бизнесе по отношению к количеству трудоспособного населения региона. Но при этом в силу естественного выбытия рабочей силы, например, за счет выхода на пенсию, крупному бизнесу приходится постоянно обновлять состав своей рабочей силы, осуществляя значительные затраты на ее обучение. В этом случае малый бизнес является необходимым источником рабочей силы, обладающим по крайней мере некоторыми навыками трудовой деятельности, что существенно снижает издержки крупного бизнеса по обучению производственного персонала и позволяет ему привлекать сотрудников, обладающих новыми знаниями и навыками, необходимыми для развития бизнеса. В свою очередь малый бизнес, предоставляя разноплановые услуги населению региона, в том

числе работникам крупных предприятий и членам их семей, оказывает давление на крупный бизнес в части увеличения заработной платы. В этом случае крупный бизнес постоянно находится перед альтернативой выбора: увеличения заработной платы собственного персонала или привлечения предприятий малого бизнеса для выполнения специфических работ, в которых интегрально всегда оплата труда ниже (развитие аутсорсинга).

3. Наиболее сложное и многообразное взаимодействие — это косвенное взаимодействие, которое охватывает широкий круг проблем, начиная от размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени и кончая производством контрафактной продукции. На взгляд автора, при анализе в первую очередь следует рассматривать косвенное взаимодействие, инициируемое населением региона и региональными органами управления. Особенностью данного взаимодействия является симметричность воздействия населения региона и органов управления на оба вида бизнеса, но реакция рассматриваемых видов бизнеса может быть несимметричной. Поясним это на примере оплаты труда и занятости, а также величины налогообложения доходов физических лиц (подоходный налог).

Одним из основных требований населения региона независимо от видов и форм бизнеса является размер оплаты труда и продолжительность рабочего дня (недели). Минимально гарантированная реализация этих требований осуществляется через государственные и региональные органы управления путем выпуска соответствующих законодательных актов и нормативных документов с обеспечением контроля за их соблюдением. Вследствие существования ограничений по минимальному размеру оплаты труда и максимальной продолжительности рабочего дня (недели) у обоих видов бизнеса возникает нематериальный актив, проявляющийся в реальной разнице между оплатой труда в крупном и малом бизнесе, а также фактическим временем занятости. С целью более эффективного управления возникающими нематериальными активами автор считает необходимым, по аналогии с развитыми странами, переход от минимальной месячной оплаты труда к минимальной оплате труда в час при сохранении максимальной продолжительности рабочей недели в часах. Фактически у обоих видов бизнеса возникает возможность использования добавочного рабочего времени, но в силу специфики этих видов бизнеса добавочное время может использоваться по-разному.

Задачи обеспечения экономической безопасности, повышение конкурентоспособности российских предприятий, общие структурные преобразования в экономике страны, а также задачи формирования конкурентной среды требуют активного развития как крупного и среднего, так и малого бизнеса на региональном уровне.

Примечания

Постановление Правительства Москвы от 2.11.2004 г. № 763-ПП «О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы».

Зибер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3. С. 92.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса: информационно-аналитический сборник. М.: ИЛИ, 2004.

2

3

Литература

Основы политики РФ в области развития науки и технологии на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утв. Президентом Российской Федерации В. Путиным 20.03.2002 г. Россия и страны мира. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.