Производство одежды как бизнес

Четверо предпринимателей из Ярославля вложили в старый швейный цех 2,5 миллиона рублей.

Сейчас производство одежды приносит им 400 тысяч рублей в месяц.

Антон два года торговал спортивным питанием в Мурманской области, но магазин приносил мало. В 2016 году он добавил в ассортимент спортивную одежду, которую купил у поставщиков. Прибыль выросла, и Антон сосредоточился на одежде: это более маржинально, а сам бизнес легче масштабировать.

Модели спортивной одежды Антон и Настя придумывали сами, а шили у подрядчиков, которых нашли в интернете

Тогда предприниматели решили шить одежду для корпоративных заказчиков и быстро поняли, что на это есть спрос: бренды, спортивные клубы и федерации делали большие заказы на одежду с символикой.

К делу подключился коллега Насти, Дмитрий. Ребята сосредоточились на поиске клиентов, а шитье по-прежнему заказывали у подрядчиков. Ежемесячный оборот дошел до 500 тысяч рублей, прибыль — до 75–100 тысяч.

Через полгода предприниматели поняли, что не хотят зависеть от других. В швейной отрасли России низкая культура производства: подрядчики срывают сроки, не следят за качеством, путают заказы и не дорожат клиентами.

Брендированные футболка и бейсболка — пример заказов, которые выполняли ребята

Поиск инвесторов

Сначала предприниматели искали деньги у друзей, знакомых коммерсантов и их друзей. Большинство отказывали, мотивируя это тем, что ничего не понимают в швейном бизнесе и поэтому не хотят вкладываться. Некоторые сначала соглашались дать деньги, но потом что-то обязательно случалось: то счет заблокируют, то сорвется крупная сделка, то просто люди передумают.

Не найдя инвесторов среди знакомых, наши герои начали искать финансирование через фонды и клубы инвесторов. У ребят часто запрашивали бизнес-план и основные показатели по нему, но большинство инвесторов после этого пропадали. Лишь некоторые назначали встречи.

Самый мотивированный отказ был от группы инвесторов, которые хотели вложиться именно в швейку. Ребятам отказали из-за слишком разного видения перспектив: инвесторы мечтали создать большую сеть ретейла, а наши герои думали о запуске среднетиражного производства, которое сможет оперативно выполнять мелкие и средние розничные заказы. О чем-то более крупном они тогда просто не думали. В результате им предложили вернуться за финансированием в будущем, когда подрастут и нацелятся на масштабное производство.

Поиск помещения для цеха

Через неделю предприниматели подписали долгосрочный договор аренды на 5 лет и оплатили первый месяц. Сейчас на аренду уходит 90 000 рублей в месяц.

Чтобы шить одежду в России, надо иметь декларацию Таможенного союза. В Ярославле ее получить нельзя: там нет сертификационных центров. Пришлось ехать в Иваново, где предприниматели сдали образцы готовой продукции в специальный центр и заплатили 20 тысяч рублей. Через 6 дней им выдали сертификат.

Ремонт цеха и покупка оборудования

До сдачи цеха в аренду владелец успел купить качественное дорогое оборудование, но так его и не настроил. Мастеру за настройку ребята заплатили 50 тысяч рублей.

Еще предприниматели запустили новое направление — трикотаж. До этого цех шил только текстиль. Пришлось докупать технику. Специализированные машины для производства трикотажа взяли в лизинг за 400 тысяч рублей.

Еще поменяли два неработающих канализационных стояка и заменили электрику на двух этажах цеха. На всё ушло почти 400 тысяч.

На зарплату, закупку материалов и непредвиденные расходы отложили 550 000 рублей.

Первый участок раскройного цеха: здесь ткань разрезается на детали, которые сшивают в швейном цехе
Швейный участок: здесь сшивают одежду из отдельных частей, которые подготовили в раскройном цехе
Склад: здесь хранятся остатки ткани и рабочий запас
Офис: у каждого партнера свой стол

Сотрудники

Прежняя организация работы ребятам не понравилась. Они столкнулись с плохой дисциплиной, низкими квалификацией и производительностью. Люди могли опоздать на работу, заказы исполнялись медленно, было много брака и остатков ткани. Когда запускали новую линию производства, сотрудников пришлось переучивать, чтобы они смогли работать на современном оборудовании и выполнять сложные операции.

Предприниматели ввели новые стандарты работы, правила внутренней логистики, требования к эффективности. Некоторые сотрудники сопротивлялись — не хотели работать на новом оборудовании, перестраивать рабочие процессы, — с ними пришлось расстаться. Из первоначального коллектива осталась только половина.

Найти нормальных швей и портных не легче. Молодежь в профессию не идет, потому что надо много работать руками, а платят мало. В этой сфере трудятся люди среднего и предпенсионного возраста. Мотивировать и переучивать таких сотрудников сложно.

Сотрудницы швейного участка № 2 за работой
Раскройщица разрезает ткань по готовым лекалам
Конструктор-технолог разрабатывает лекала и выкройки, отшивает образцы и составляет техническую документацию на продукцию
Разнорабочий — это самый универсальный сотрудник цеха. На фото он нарезает окантовку для обработки воротников на футболках

Продукция

Предприниматели решили сменить направление и запустили линию трикотажа, сделав ее единственной. Трикотаж растягивается, он эластичный и мягкий — из него шьют кофты, футболки, спортивные костюмы, свитеры или платья. Это простой сегмент для старта и узкой специализации: спрос на него больше, чем на текстиль. Трикотажные изделия любят заказывать крупные и корпоративные клиенты.

Поставщики

Две главные проблемы при работе с поставщиками: качество ткани и ее наличие. В каждой партии ткани минимум 5% брака: разные тона, дыры, отсутствие нитей. Избежать этого нельзя — это особенности производства. Поэтому такие траты включают в себестоимость.

На складах дилеров в Москве ткани мало — надо привозить из Турции. Раньше чем за месяц ткань из Турции в Ярославль не доставят, поэтому заказывать приходится сильно заранее. Ребята выбрали одного поставщика, так как ткани разных производителей отличаются оттенками цветов, фактурой и качеством.

Дмитрий загружает партию футболок, чтобы отвезти заказчику

Клиенты

Главные клиенты — средний и крупный бизнес из Москвы. Для них предприятие шьет сувенирную, рекламную и брендированную продукцию, например: футболки, свитшоты или спортивные костюмы.

Прямая реклама — в интернете, в прессе или на улицах — не имеет смысла для такого бизнеса. Основные каналы привлечения клиентов — это нетворкинг, выставки, ярмарки и семинары. Дима постоянно посещает отраслевые мероприятия, заводит знакомства и рассказывает, что из-за падения рубля, коротких сроков, дешевой логистики и возрастающего качества заказать пошив в Ярославле выгоднее, чем в Китае.

Весной 2018 года ребята выпустили цикл статей о построении бизнеса в швейной отрасли и опубликовали их на сайте, в соцсетях и Телеграме. Потратив на их продвижение 20 тысяч рублей, они получили обратную связь от десятка начинающих брендов, некоторые из которых позже стали их клиентами.

Сложности

Сначала предприниматели брали заказы у всех: мелких и крупных заказчиков, посредников. Закрывали глаза на сроки, цену, объем — лишь бы получить заказ и сделать его как можно быстрее. Такой подход дорого обошелся бизнесу: весной технолог не справилась с задачами и цех не выполнил договоренностей в срок. Ушли несколько клиентов, просела прибыль. На исправление ситуации потребовалось два месяца.

Бизнес сезонный. Пик заказов на дешевый масс-маркет (текстиль, футболки, спортивную одежду) — это зима и лето, на сувенирку — в праздники. Брендированную одежду для корпоративных мероприятий заказывают круглый год. Важно настроить производственные мощности так, чтобы не пропустить периоды повышенной загрузки. Сейчас предприниматели работают только с корпоративным сегментом — это сглаживает сезонность. Первые месяцы на предприятии случались простои, но с осени 2017 года цех постоянно загружен.

Результаты и планы

С начала 2018 года цех все время в плюсе, прибыль постепенно растет. Ежемесячный оборот — 2,5–4,5 млн рублей, средняя прибыль — 300–400 тысяч рублей в месяц на четверых. Еще 100–200 тысяч рублей из оборота предприниматели ежемесячно вкладывают в развитие: на ремонт цеха и новое оборудование.

Доли в проекте у ребят разные. На полной занятости в цехе работают Антон, Дима и Катя. Антон занимается оперативным управлением, ведет заказы и модернизирует производство. Дима ищет клиентов и партнеров. Катя ведет управленческий учет, отвечает за кадры и склад. Настя занимается финансами и бухгалтерией. Стратегические вопросы решают сообща.

Сейчас предприниматели оптимизируют рабочие процессы: вводят систему бережливого производства с минимумом остатков, снижают издержки, совершенствуют внутреннюю логистику.

Тем, кто хочет зайти в швейку, стоит полгода-год поработать на аутсорсе посредником: искать клиентов, брать заказы и отшивать их в чужом цехе. Это поможет лучше понять технологию производства, управленческий и финансовый учет, сформировать базу заказчиков. Открывать свое производство можно, когда объем заказов будет достаточным для бесперебойной работы цеха.

Перед стартом надо создать подушку безопасности хотя бы на полгода операционной деятельности. В любой момент могут потребоваться незапланированные расходы.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.