Проблемы развития среднего бизнеса в россии

Экономика и управление

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

А. А. КАЛАШНИКОВ, кандидат экономических наук доцент кафедры «Мировые информационные ресурсы и электронный бизнес» E-mail: kaa777@rambler.ru Ставропольский государственный университет

Наиболее актуальная проблема на сегодняшний день — глобальный экономический кризис.

Рассмотрены основные негативные моменты развития малого и среднего бизнеса в России, проблемы формирования благоприятного климата для ведения успешного бизнеса: условий кредитования, таможенных пошлин, государственного регулирования. Приведены аналитические исследования рынка, в которых указаны проблемы инвестирования капитала в Россию. Рассмотрены внешняя и внутренняя среды организаций и факторы их совершенствования.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, внутренняя среда предприятия, внешняя среда предприятия, финансовое обеспечение, конкуренция, слабое государственное регулирование.

Согласно результатам недавнего международного исследования, проведенного исследовательской компанией Datamomtor, более шести из десяти (64 %) руководителей западных компаний признают, что Россия, равно как и другие страны с развивающейся экономикой, может изменить ситуацию на мировой бизнес-арене, однако им явно не хватает информации об экономике и промышленности России.

Более трети (35 %) председателей советов директоров крупных компаний США, Великобритании, Франции и Германии не знают, что российской валютой является рубль, а 14 % полагают, что водка является основным продуктом, производимым в России.

Подавляющее большинство (61 %) респондентов допускает, что развитие их бизнеса в таких странах, как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, которые объединены в так называемую группу BRICS, в долгосрочной перспективе необ-

ходимо для успеха на глобальном уровне. Однако почти четвертая часть опрошенных (24 %) считает, что вести бизнес в России для них наименее «комфортно» по сравнению с другими странами этой группы. Индия же, напротив, в этом отношении является самой привлекательной страной в группе BRICS (7 %).

По мнению 21 % руководителей западных компаний, принявших участие в исследовании «Building Business With BRICS», возможность политического вмешательства является основным препятствием на пути эффективного сотрудничества западных и российских компаний. Среди других причин респонденты называли различия в законодательстве и нормативно-правовой базе — 21 % и проблему безопасности данных — 19 %.

Ричард ван Вагенинген1, президент BT Global Services в России и странах СНГ, заявил: «Исследование наглядно показывает, что руководители западных компаний не уверены в перспективах развития бизнеса в России. Не последнюю роль играет и то, что им не хватает базовой информации о том, как вести бизнес в развивающихся странах. Руководителям западных компаний придется провести серьезную подготовительную работу для эффективного развития бизнеса в России, которая по всеобщим оценкам станет основной движущей силой развития мировой экономики в XXI в. Российские компании, в свою очередь, должны убедить западных коллег в безопасности и надежности своих систем и законодательства».

Почти пятая часть респондентов (16 %) воспринимает Россию как страну с низким уровнем развития

1 www.bt.com.

информационных и коммуникационных технологий для бизнеса. Кроме того, согласно результатам исследования шесть из десяти (61 %) опрошенных согласны, а еще 11 % твердо убеждены в том, что западные компании значительно лучше оснащены в технологическом отношении для работы на международном рынке, чем любая из стран группы BRICS.

«Полученные результаты заставляют серьезно задуматься, — считает Ричард ван Вагенинген, — они не говорят о том, что страны BRICS не могут выйти на уровень стран с развитой экономикой. Напротив, у развивающихся стран уже есть все необходимое, чтобы оказать серьезное влияние на развитие бизнеса на глобальном уровне. Российские компании уже продемонстрировали способность адаптироваться к новым условиям и применять новые технологии зачастую быстрее, чем их коллеги в Америке и Европе. Эта отличная возможность для российских компаний достаточно быстро перегнать своих западных коллег по показателям продуктивности. Западным же компаниям необходимо начать сотрудничать с развивающимися странами, чтобы не отстать навсегда».

В результате проведенного исследования выяснилось, что четыре из пяти (80 %) руководителей западных компаний уверены в том, что у них есть доступ к технологиям, которые необходимы для того, чтобы эффективно работать на международной арене.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.