Проблемы бизнеса в сша

Секция "«Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 334.012.64

РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

А. А. Лобанов, К. С. Манасян Научный руководитель — Л. А. Фомина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lobanov003@mail.ru

Одной из важных задач малого бизнеса является создания конкуренции предприятиям подобного типа. Ведя ожесточенную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и приспосабливаться к текущему положению рынка, заполнять его ниши и сравнительно быстро окупаться. Малое предпринимательство создаёт ту среду, без которой рыночная экономика невозможна.

Ключевые слова: роль и проблемы малого бизнеса в России, малое предпринимательство. ROLE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

A. A. Lobanov, K. S. Manasyan Scientific Supervisor — L. A. Fomina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Lobanov003@mail.ru

One of important problems of small business is creations of the competition of a similar look to the enterprises, conducting fierce fight for survivals, they are forced to develop and adapt to the current position of the market constantly. Also, it is capable to fill niches of the market and to pay off rather quickly. Small business creates that environment without which the market economy is impossible.

Keywords: a role and problems of small business in Russia, small business.

В переходный период Россия столкнулась с рядом проблем, которые тормозят развитие малого предпринимательства. На сегодняшний день эти проблемы остаются актуальными. Недостаточность начального капитала, высокий уровень процентных ставок по кредиту, отсутствие льгот, высокий налог, слабая поддержка государства, увеличение инфляции, низкая правовая защищенность предпринимателей, зависимость от конъюнктуры рынка [1].

Сектор малого предпринимательства является важнейшим фактором устойчивого развития экономики. Малый бизнес играет важную роль в развитии страны в целом и выполняет ряд экономических и социальных задач, например, создаёт рабочие места, стимулирует конкуренцию в различных секторах бизнеса, участвует в формирование всех уровней бюджета страны [2].

Малый бизнес, как сектор экономики может активно развиваться в устойчивых условиях, но зачастую возникают проблемы, связанные с открытием и развитием собственного бизнеса. Малый бизнес особо остро воспринимает кризис на мировом и национальном рынке. С такой ситуацией столкнулось малое предпринимательство в 2014 году. По данным статистики, проведенной Росста-том, около 75 % опрошенных компаний малого и среднего бизнеса уже смогли ощутить влияние экономического кризиса, необходимо поддержание этой сферы экономики. Еще один негативный фактор — отток капитала. Только в начале текущего года он составил 17 млрд долл. США. Для сравнения: показатель 2012 года — примерно 54,6 млрд долл. США, 2013 года — 62,7 млрд долл. США (оценка ЦБ РФ). На этом фоне, текущая экономическая ситуация не просто наносит сокрушительный удар по подавляющему большинству предприятий, а кардинально меняет сущность их существования, заставляя адаптироваться к новым условиям. Государство должно поддерживать сектора экономики и положительно влиять на них. Например, в США существует организация, поддерживающая малый

Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2016. Том 2

бизнес, и этот государственный орган решает три важные задачи и одной из них это обеспечивания финансовой поддержки малых и средних предприятий, помощь в получение государственных заказов и последним является предоставления технических и консультационных услуг в ведении бизнеса. В США существует так называемая инновационная политика в отношении малого бизнеса, которая имеет два направления, субсидирование через предоставления кредитных займов из бюджета и привлечение частного капитала. Также одной из лидирующих государств является Япония, которая в свою очередь имеет собственную особенность развития малого бизнеса. Для Японии характерна субконтрактная система, которая заключается в помощи крупных предприятий малым, где малые организации получают заказы от крупных фирм. Таким образом, в Японии выделяют четыре центра регулирования предприятий, такие как центральное правительство, местный орган власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения малого бизнеса. Кроме того, предприятиям предоставляется займы с пониженной процентной ставкой. Малым бизнесом в США являются предприятия на которых работают от 20 до 100 человек и объём производства которых не превышает 7 000 000 долларов. В США малый бизнес расценивается как основной источник рабочих мест и инноваций. К Японии относятся предприятия с числом рабочих 300 человек и оборотом для оптовой торговли 50 млн юаней, а для розничной 10 млн юаней. Для Японии, как и для США характерна большая значимость малых предприятий. В России к числу малых предприятий относятся организации, в которые входят не более 100 рабочих и оборот не должен превышать 800 млн рублей.

На 2015 год в России существуют следующие программы, направленные на поддержания малого бизнеса. Денежные субсидии от центра занятости около 60 000 рублей, субсидия от департамента инвестиции, которая работает как 70 % от затрат на бизнес, но не более 300 000 рублей, разные обучения и стажировки у ведущих предприятий, льготный лизинг, бизнес-инкубатор, аутсоринг, гранты. Как можно заметить государственные программы помощи малым предприятиям работают частично и не эффективно [3].

Любой кризис — это время больших, серьезных структурных реформ. Время тяжелых и непопулярных решений. И для выхода России из мирового кризиса, относительно малого предпринимательства, необходимо на внешнем уровне налаживание связей с развитыми странами, а на внутреннем уровне страны необходимо уделить внимание законодательной базе малого бизнеса, а также улучшить условия ведения бизнеса этому сектору. Необходим опыт и поддержка крупного бизнеса и ведущих государственных деятелей, а также положительно повлияет государственные программы развитых стран. Центральный банк, как финансовый стабилизатор страны, к нему должно возрасти доверие, чтобы население вкладывало свои сбережения и это поможет укреплению банка и снижение процентной ставке по кредиту. Процентная ставка до кризиса составляла около 9,5 %, а в кризис доходила до 20 %. Россия завязана на экспорте сырьевых товаров, однако в течение последних 20 лет обсуждается вопрос о необходимости покупки технологии и производстве товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Необходим приток инвестиций, но для этого необходимо снизить инфляцию, организовать импортозамещение, что позволит дать долгосрочный положительный эффект. В этих условиях малый бизнес представляет собой фундаментальную консервативную ценность для государства. Россия — большая страна, с большими возможностями и ей необходимо, как можно быстрее нормализовать внешнеполитические отношения и внутриполитическую обстановку. Необходимо учиться и перенимать опыт развитых стран, Малый бизнес — это важный сектор, которому стоит уделить особое внимание. Предпринимателем необходимо создать все условия для ведения малого бизнеса: поддержку, консультации, поиск вместе с государством выхода на новые рынки сбыта. В тоже время центральному банку необходимо использовать методы государственного регулирования, направленные на создания благоприятных возможностей для иностранного инвестирования, а также к нормализации предпринимательской деятельности в России.

Библиографические ссылки

1. Горфинкель В., Поляк Г., Швандара В. Предпринимательство. М. : Юнити, 2014. 217 с.

2. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М. : Инфра, 2015. С. 7-36.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.