Природа и сущность этики бизнеса

Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений

Подмечена взаимосвязь между этикой вообще и деловой этикой. Практически все направления деловой этики имеют правила, применяемые этикой поведения в широком смысле. Направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.

П.Н. Шихирев в своей книге приводит 10 современных этических принципов делового поведения, которые были выведены из аксиом мировой философии мысли[39]:

В 1994 в г. Ко (Швейцария) была принята «Декларация Ко» — «Принципы бизнеса». Её инициаторами стали руководители крупнейших корпораций США, Западной Европы и Японии. Во вступлении к «Декларации Ко» отмечается, что «законы и движущиеся силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию». Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. «Разделяемые всеми ценности, включая обязательства о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба». Выделены следующие главные принципы (на макроуровне) международного бизнеса:

Ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне регулируют взаимоотношения организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Закономерности межличностных отношений — это объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающая в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.

  1. Закономерность неопределённости отклика (зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различных их личностных особенностей, конкретной ситуации, особенности передачи воздействий).

  2. Закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности оценки. Таким образом, при оценке других людей и результатов труда нужно быть корректными, любая оценка на данный конкретный момент не может быть окончательна.

  3. Закономерности искажения смысла информации (отклонение смысла информации от первоначального в процессе её движения).

  4. Закономерность психологической самозащиты (ведущий мотив социального поведения — сохранение личного статуса, собственного достоинства).

Важнейшими «вечными» моральными дилеммами, которые приходится решать субъектам деловых отношений, являются:

— соотношение личных и общественных интересов;

-соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

— отношения между организациями;

— отношения между организациями-производителями и потребителями;

— отношения между организациями и местными сообществами;

В настоящее время на микроуровне (внутри организации) приходится решать моральные проблемы, которые затрагивают следующие аспекты:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.