Предпринимательства в гостиничном бизнесе

Актуальность диссертационного исследования

Современная бизнес-среда отличается высокой динамичностью происходящих в ней процессов. Эти изменения затрагивают все сферы и отрасли экономики, все функции и уровни менеджмента. Без своевременного реагирования на данные изменения невозможно успешное развитие фирмы. Стратегическое управление позволяет своевременно и адекватно реагировать на такие изменения. Особую значимость данные процессы имеют для гостиничного бизнеса. Предприятия индустрии гостеприимства наиболее подвержены влиянию различных макро- и микроэкономических факторов. Поэтому выявление и оценка стратегически значимых условий и факторов внешней и внутренней среды функционирования бизнеса играет ключевую роль в обеспечении успеха становления и развития предпринимательства на потенциальном рынке.

Темпы роста глобального рынка гостиничной недвижимости остаются стабильно высокими. В 2006 году объем мировых сделок на этом рынке поднялся до рекордной отметки в $72,5 млрд.

В 2007 году многие транснациональные компании инвестировали в гостиничную индустрию. Подразделение Goldman Sachs Whitehall приобрело за 2,2 миллиарда долларов владельца недорогих отелей Equity Inns. Кроме того, велись переговоры о покупке за 1,36 миллиарда долларов канадской инвесткомпании, работающей в гостиничном секторе Legacy Hotels Real Estate Investment.

Также в марте 2007 года инвестиционный фонд CNL Hotels & Resorts был приобретен за 6,6 миллиарда долларов компанией Morgan Stanley Real Estate.

По данным Всемирной Туристической Организации, всего в мире действуют 16 млн. гостиниц, причем 20% из них относятся к гостиничным цепям. Цепь, как показывает зарубежная практика, — наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе.

Процессы глобализации оказывают существенное влияние на формирование и изменение бизнес-среды в индустрии гостеприимства. Современными тенденциями развития предприятий гостиничной индустрии является освоение новых рынков предоставления услуг такими способами ведения предпринимательской деятельности, обусловленными процессами глобализации предпринимательской деятельности, как заключение лицензионных соглашений (франчайзинг), вступление во внутриотраслевые и межотраслевые стратегические альянсы, создание совместных предприятий с зарубежными партнерами и др. Указанные формы ведения бизнеса в гостиничном сервисе обеспечивают предприятиям достижение ряда конкурентных преимуществ — доступ к дефицитным или уникальным источникам международной компании, приобретение инновационных технологий, брэндов, имиджа, экономии от масштаба, финансовым средствам и т.д.

Однако воспользоваться этими преимуществами можно лишь путем получения достоверной и адекватной оценки внутреннего и внешнего потенциала фирмы, который определяется конкурентным положением гостиничного предприятия, а также потенциальной привлекательностью целевого рынка.

Изученность проблемы исследования. Тема диссертационного исследования относится к числу малоизученных, о чем свидетельствует недостаточное количество специальных монографических исследований, полно и объективно отражающих аспекты становления и развития предпринимательства в гостиничном бизнесе на новых рынках. Тем не менее, существует большой массив литературы, так или иначе затрагивающей данную проблематику, носящий фрагментарный, публицистический характер, раскрывающий лишь отдельные аспекты проблемы.

Все привлеченные в процессе исследования работы целесообразно разделить на четыре основные группы. К первой относятся оригинальные и переводные издания трудов ведущих западных специалистов в области управления предприятием в условиях глобализации И. Ансоффа, П. Друкера, Д. Кэмпбела, М.Мескона, Р.Мэтьюза, Д.Аакера, Р.Каплана, А.А.Томпсона.

Ко второй группе относятся труды и методические разработки в области управления предприятием таких современных отечественных авторов, как И.А.Бланка, О.С. Виханского, В.Черенкова, О.А.Грунина, Б.А.Колтынюка и некоторых других.

Третью группу составили публикации специалистов занимающихся изучением вопросов управления гостиничным хозяйством в условиях глобальной бизнес-среды А.Д. Чудновский, В.С.Янкевич, В.С.Сенин, А.Ф.Рогачев, Г.А.Папирян, Г.Л.Багиев, В.В.Богалдин-Малых, В.А.Морозов, А.Л.Лесник, Т.Л.Левченко, И.Ю.Ляпина, М.Б. Биржаков, В.Г.Гуляев, А.П.Дурович, А.Т.Кириллов, В.А. Квартальной и других.

Четвертая группа включила труды по вопросам интернационализации гостиничного бизнеса. Это переводные издания работ Т.Михальски, К.Роше, М.Байе, Р.Браймера, Р.Джейкобса и других авторов.

Анализ имеющейся литературы показывает отсутствие комплексных исследований проблем становления и развития предприятия гостиничного бизнеса на потенциальном рынке оказания услуг.

Целью исследования является разработка методических подходов для оценки тенденций развития форм предпринимательства в гостиничном бизнесе на потенциальных рынках предоставления услуг.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

— определить структуру бизнес-среды в сфере гостеприимства и ее современное состояние;

— обобщить современные формы ведения предпринимательской деятельности в гостиничном бизнесе;

— определить систему исходных показателей для рейтинговой оценки гостиничного предприятия;

— разработать методические подходы к оценке целесообразности выхода на потенциальный рынок на основе анализа конкурентного положения гостиничного предприятия;

— выявить и оценить стратегически значимые условия и факторы, влияющие на оценку тенденций развития предпринимательства в гостиничном бизнесе на рынке;

— разработать методические подходы к оценке тенденций развития предпринимательства в гостиничном бизнесе на потенциальном рынке, на основе которых оценить привлекательность конкретных рынков.

Объектом исследования являются предпринимательские структуры в гостиничном бизнесе.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в результате становления и развития предпринимательства в гостиничном бизнесе.

Теоретической и методологической базой исследования являются научные положения, содержащиеся в трудах ведущих иностранных специалистов в области менеджмента.

Эмпирической базой исследования послужили данные бухгалтерской отчетности гостиничных предприятий, статистические данные туристских рынков зарубежных стран, опубликованные в различных периодических изданиях, а также в глобальной сети Интернет.

Методологической основой данного исследования является системный подход, логический анализ и синтез, статистико-математический, структурный и сравнительный анализы.

Вклад автора в проведенное исследование

Диссертация является самостоятельным завершенным научным исследованием проблемы, имеющей существенное значение для экономики. Личный вклад автора состоит в следующем:

— уточнено понятие «бизнес-среда в сфере гостеприимства», под которым понимается совокупность условий, определяющие стратегию и тактику ведения бизнеса на локальном или зарубежном рынке;

— определено влияние факторов, формирующих бизнес-среду в сфере гостеприимства, проявляющееся в значительном увеличении потока международных туристов, в транснационализации предприятий гостиничного бизнеса в формах международных гостиничных цепей, создании внутриотраслевых стратегических альянсов, внутриотраслевых слияниях и поглощениях, притоке капитала из других отраслей, развитии инновационных форм совместного сотрудничества, внедрении глобальных стандартов качества и обслуживания, обмене административным опытом и др.;

— обоснованы преимущества зарубежных форм ведения бизнеса для гостиничного предприятия в условиях глобализации, заключающиеся в доступе к дефицитным или уникальным источникам ресурсов международной гостиничной цепи на многострановом уровне, в экономии масштабов в сфере производства услуг, в снижении зависимости от экономической, политической и социальной ситуации в отдельно взятой стране, в приобретении заимствованных технологий, продаже собственных технологий обслуживания клиентов в других странах и др.;

— выявлены стратегически значимые условия и факторы, влияющие на эффективность ведения гостиничного бизнеса на потенциальном рынке, и предложен подход к их ранжированию, при котором учитываются такие критерии хозяйственной деятельности гостиничного предприятия, которые будут влиять на общую финансовую устойчивость фирмы на рынке, как эффективность использования номерного фонда, доступ к финансовым средствам, преодоление административных барьеров, возможность оказания дополнительных услуг и др.;

— разработаны методические подходы к оценке целесообразности выхода на новый рынок, заключающиеся в оценке стратегической привлекательности рынка по наиболее важным и значимым стратегически-значимым условиям и факторам, среди которых в данной отрасли выявлены такие как уровень конкуренции в отрасли, местоположение гостиничного предприятия, процент населения, занятого в гостиничном и туристском бизнесе в регионе, объем туристских потоков в регионе, туристско-рекреационный потенциал региона.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— представлено влияние факторов внешней и внутренней среды на условия ведения гостиничного бизнеса на четырех уровнях (мегауровень, макроуровень, мезоуровень, микроуровень);

— установлено влияние изменения глобальной бизнес-среды в сфере гостеприимства;

— раскрыты преимущества международных форм ведения бизнеса для гостиничного предприятия в условиях глобализации;

— определена система исходных показателей для рейтинговой оценки гостиничного предприятия по данным публичной отчетности и предложена методика оценки целесообразности выхода на международный рынок на основе анализа конкурентного положения гостиничного предприятия;

— выявлены и оценены стратегически значимые факторы, влияющие на эффективность ведения гостиничного бизнеса на потенциальном зарубежном рынке;

— разработана методика анализа перспектив развития гостиничного предприятия на зарубежном рынке.

Практическая значимость выполненного диссертационного исследования определяется возможностью реализации положений диссертационного исследования при управлении гостиничным предприятием в процессе освоения новых рынков, в повышении эффективности принимаемых решений. Предлагаемый методический инструментарий позволяет эффективно оценить сложившуюся бизнес-среду на потенциальном рынке в процессе становления и развития предпринимательства в гостиничном бизнесе.

Положения методики реализованы в практике управления Санкт-Петербургского гостиничного предприятия «Кронверк» (имеется акт о внедрении).

Теоретическая значимость работы заключается в разработке методологических основ оценки тенденций развития гостиничного предприятия на потенциальном рынке.

Апробация выводов и результатов происходила путем использования ряда приведенных в диссертации разработок и моделей в практике управления конкретным гостиничным предприятием в процессе разработки стратегии интернационализации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 127 страниц, библиографического списка из 163 наименований, 10 рисунков и 20 таблиц.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.