Правовое регулирование малого и среднего бизнеса

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность малого бизнеса, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (с последующими изменениями) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В законе определены основные принципы государственной поддержки малого бизнеса в России, установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, приведены критерии отнесения юридических лиц к малым предприятиям. Федеральный закон № 209-ФЗ предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства, определяются цели и порядок создания координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства [2, c. 31].

Помимо Федерального закона № 209-ФЗ в России существуют Федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства (постановления Правительства Российской Федерации), к ним относятся:

а) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 г. Москва «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства»;

б) Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»;

в) Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В сфере малого и среднего предпринимательства за последние годы возникли такие проблемы, как несовершенство законодательства, высокий уровень налогов, недобросовестная конкуренция, взятки со стороны должностных лиц, отсутствие необходимого финансирования.

Важная проблема на пути создания и развития малого бизнеса — это та законодательная база, которая регулирует его деятельность. На данный момент она далеко не совершенна. А ведь правовое регулирование играет определяющую роль в области становления и развития малого предпринимательства в России.

Безусловно, можно назвать законодательных актов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, например, Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», «О защите конкуренции», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ряд указов Президента РФ, но существует некая трудность [5, c. 37].

Она заключается, во-первых, в отсутствии сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий, во-вторых, в разрозненности и в сложном претворении в жизнь. Решить эту проблему могло бы создание отдельного кодекса, регулирующего деятельность предпринимателей, собрав воедино все законодательные акты, касающиеся этого вопроса. Это помогло бы предпринимателям легче ориентироваться в правовых нюансах и тонкостях легального ведения бизнеса, чтобы не столкнуться впоследствии с возникновением трудностей.

Анализ нормативно-правового поля в сфере регулирования предпринимательской деятельности позволил выделить ряд вопросов, требующих разрешения. Во-первых, отставание правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований от постоянно изменяющегося федерального законодательства. В связи с этим, существуют сложности несоответствия муниципальных актов федеральному или региональному законодательству [4, с. 60].

Так постоянно меняющееся законодательство ведет к тому, что при реализации нововведений на практике возникают правовые коллизии. В первую очередь это влияет на выполнение мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ: жесткие рамки, обусловленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации по выполнению обязательств по реализации средств, предоставляемых из федерального бюджета на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в текущем бюджетном году. Во-вторых, частичное дублирование предмета регулирования нормативных правовых актов в сфере поддержки предпринимательской деятельности [8, c. 27].

«Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» предусматривает регулирование формирования и разработки целевых программ. Общие положения о содержании программ содержатся в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Существующая многоуровневая система поддержки нуждается в координации, так как от согласованности действия различных актов, во многом, будет зависеть эффективность правового регулирования. В-третьих, далекое от совершенства нормативно-правовое поле в сфере предпринимательской деятельности становиться сдерживающим фактором развития поддержки предпринимательской деятельности [1, с. 99].

Например, при вступлении с 1 января 2016 года изменений в Федеральный закон № 209-ФЗ об отнесении хозяйствующих субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства создалась неоднозначная ситуация. Сопоставив статью 4 Федерального закона № 209-ФЗ и разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, не трудно заметить, что к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 году не будут относиться акционерные общества, за исключением тех, чьи акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики [6, c. 29].

Одновременно с этим, сведения об акционерных обществах отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому у них нет возможности получать поддержку в рамках реализации государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательской деятельности. Таким образом, нормативно-правовая база регулирования государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства имеет многоуровневую структуру. Данная система правовых актов не лишена недостатков. Вместе с тем, нормативные правовые акты постоянно совершенствуется и изменяется в сфере предпринимательской деятельности.

В заключении необходимо отметить, что малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации способно стать инструментом, который приносит не только колоссальный доход в бюджет, но и рыночным способом регулирования рынка. Ключевыми направлениями регулирования со стороны государства должны стать, во-первых, усовершенствование нормативно-правовой и налоговой базы, во-вторых, упрощение регистрации новых предпринимателей, в-третьих, улучшение способов финансирования не только со стороны государства (например, субсидии и гранты), но и в банковской сфере (кредиты и займы).

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.