Правовое регулирование малого бизнеса в россии
Правовое регулирование играет определяющую роль в области становления и развития малого предпринимательства в России. Становление и развитие не только малого предпринимательства, но и других внутригосударственных отношений невозможны без принятия законодательных актов, которые должны регулировать данные отношения между собой и соприкасающимися отраслями. Следовательно, необходимо наличие полноценной системы законодательства, которая способствовала бы решению многих проблем.
В современных условиях роль малого предпринимательства трудно переоценить. Оно не только способствует оптимизации структуры рынка и содействует росту занятости населения, но и формирует значительную часть валового внутреннего продукта. Экономические преобразования, проводимые в России в последние годы, во многом связаны с формированием и развитием малого и среднего предпринимательства. Однако если в экономически развитых странах на долю малых предприятий приходится до 70% объема произведенной промышленной продукции, то в России этот показатель не превышает 20%, что говорит о существенных проблемах развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Юридический институт малого предпринимательства базируется на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Одним из основополагающих законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), в ст. 2 которого содержится понятие предпринимательской деятельности — самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Важной вехой в правовом регулировании малого бизнеса стал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого предпринимательства, особенности правового регулирования в данной сфере. Вышеуказанный Закон еще, по сути, не обеспечил должного правового развития данной сферы экономики. В то же время данный Закон содержит положения, направленные на совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства.
Помимо перечисленных выше кодифицированных актов, к развитию субъектов малого предпринимательства в той или иной степени имеют отношение следующие Федеральные законы:
— от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
— от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
— от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный Закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;
— от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
— от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
— от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
— от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
— от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
— от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
— от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
— от 26 декабря 1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.
Существует множество подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Среди наиболее значимых с точки зрения рассматриваемой сферы регулирования здесь можно отметить такие акты, как: Указ Президента от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» и ряд других документов.
Прогнозные показатели реализации программы поддержки малого
и среднего предпринимательства на период 2012 — 2015 гг.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ занимают следующую ступень иерархии нормативного правового регулирования развития малого предпринимательства в России. Помимо вышеуказанных, существуют нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, инновационные центры, торгово-промышленные палаты, консультационные и иные организации. Например, в инфраструктуре малого предпринимательства существуют следующие организации: Российская ассоциация развития малого предпринимательства, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, фонды поддержки малого предпринимательства, ряд других организаций.
В области поддержки малого предпринимательства в 2009 — 2012 годах практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики. Данный подход в кризисных условиях экономики привел к общему спаду числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях.
Министерством экономического развития подготовлен прогноз социально-экономического развития нашей страны на 2013 г. и плановый период 2014 — 2015 гг. Планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства по следующим основным направлениям:
— обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет региональных перечней целевого имущества в субъектах Российской Федерации, а также перечней имущества во всех муниципальных образованиях;
— увеличение числа помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа;
— упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
— упрощение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению бухгалтерского учета;
— снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства от избыточных административных барьеров;
— повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
По данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 1 января 2012 г. в Российской Федерации осуществляли деятельность 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), в том числе 4,1 млн индивидуальных предпринимателей. В секторе МСП (без внешних совместителей) занято 17,8 млн человек, что составляет более 25% от экономически активного населения Российской Федерации. Таким образом, каждый четвертый работник в целом по России в настоящее время занят в секторе МСП <1>.
———————————
<1> Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 годов (разработан Минэкономразвития РФ).
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной, муниципальной власти и общественных структур.
Значительная часть проблем малого предпринимательства связана с несовершенством законодательства на федеральном и региональном уровнях, а в ряде случаев — с отсутствием механизмов его реализации на практике.
В период кризиса ликвидности наблюдается сокращение активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые являются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из них могут прекратить свое существование.
Многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками реалистичной государственной правовой и экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса.
Все эти и другие проблемы являются причиной отсутствия заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России, свидетельствуют о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.
Требуются шаги по преобразованию правовой среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов применения права, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов малого предпринимательства как между собой, так и с органами государственной власти <2>.
———————————
<2> Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. N 7.
Сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе. В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50 — 60% внутреннего валового продукта. По данным экспертов Организации Объединенных Наций, в мире малым бизнесом занято более 50% трудоспособного населения <3>.
———————————
<3> Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: ИНФРА-М, 2007.
Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства в России показал уменьшение реальных административных издержек предприятий в областях лицензирования и проверок. Издержки предприятий, связанные с сертификацией и регистрацией, существенно не изменились. Новые законы о проверках и лицензировании создали небольшой положительный эффект, но уровень административной нагрузки на малые фирмы остается высоким и в этих областях <4>.
———————————
<4> Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. и др. Новый порядок учета амортизируемого имущества в 2009 году для целей налогообложения // Налоги и финансовое право. 2009.
Большим препятствием для развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими <5>.
———————————
<5> Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. N 2.
В России поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем.
Малый бизнес постоянно находится в поступательном движении и совершенствуется вслед за развитием экономики, в то время как законодатели просто в силу технических моментов не успевают за развитием сферы малого и среднего предпринимательства.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать существование в России системного кризиса в нормативно-правовом регулировании субъектов малого предпринимательства в России, их поддержке и современном функционировании. Юридический институт малого предпринимательства разработан недостаточно. Необходимы тщательная проработка законодательства, создание единых унифицированных актов в сфере регулирования предпринимательских отношений. Назрела необходимость систематизировать нормативно-правовые акты, регулирующие малое предпринимательство, — провести кодификацию, предполагающую коренной пересмотр и унификацию действующего нормативного материала в определенной области регулирования общественных отношений и создание нового единого нормативного акта.
Литература
1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. и др. Новый порядок учета амортизируемого имущества в 2009 году для целей налогообложения // Налоги и финансовое право. 2009.
2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 29 марта 2013 г. N 467-р.
3. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. N 7.
4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 годов (разработан Минэкономразвития РФ).
6. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. N 2.