Правовое регулирование бизнеса в россии

о <

о о

Государственное регулирование предпринимательства в России и за рубежом

УДК 346.5

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Ко2!оу Дг!ет Дп^еешеИ

В статье рассматривается система государственного регулирования предпринимательства в России и зарубежных странах, дается сравнительный анализ по группам стран в зависимости от экономико-правовой модели (англосаксонская, континентальная и смешанная). Система регулирования бизнеса анализируется автором по следующим направлениям: общий порядок регулирования, поддержка специальных направлений (преимущественно малого бизнеса, а также инновационного предпринимательства), антимонопольное законодательство.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование бизнеса, малый бизнес, антимонопольное законодательство, взаимодействие власти и бизнеса, экономико-правовая система, инновационное предпринимательство

Сравнительный анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и в промышленно развитых странах представляется нам актуальным, поскольку для России возможно и полезно использование позитивного зарубежного опыта.

В отечественных публикациях рассматривается преимущественно система поддержки только малого (а в последние годы — расширенное понятие малого и среднего) предпринимательства, причем в форме сравнения опыта России и зарубежных стран.

Основой предпринимательской деятельности современной России стали основополагающие принципы, закрепленные в ст. 8 Конституции РФ:

• свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

• свобода экономической деятельности;

В России предпринимательская деятельность относится к сфере регулирования преимущественно гражданского законодательства, основные положения которого — признание равноправия участников гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита [1].

В сфере предпринимательства существует ряд нерешенных вопросов, которые касаются не только методических и внедренческих проблем, но и фундаментальных научно-теоретических и методологических аспектов.

Власть как явление и фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук всегда привлекала внимание исследователей самой разнообразной научной специализации. Вместе с тем, в политической науке проблематика институтов, структур и механизмов региональной политической власти еще только начинает изучаться.

• разработку законодательства для правовой основы предпринимательской деятельности и создания условий ее безопасности;

• формирование условий свободной конкуренции на рынке;

• иные направления государственного регулирования экономики — принятие инвестиционной политики, система антиинфляционных мер, поддержание стабильного рынка труда и других условий для стабильного функционирования экономики. Стабильный и эффективный бизнес, особенно малый и средний, — это основа гражданского обще-

Отчуждение общества от политики, сложившееся в России, порождает и неучастие представителей малого бизнеса в реализации наиболее важных экономических решений. Малое предпринимательство — неравный игрок в политико-правовом поле, требующий изменений сложившейся политической практики. Многие исследователи придерживаются концепции так называемого «политико-правового тоталитаризма» государства в экономике, которая означает, что правовое регулирование деятельности малого бизнеса идет не от общества (либо от его части, либо от представителей интересов предпринимателей), а от самого государства, а, следовательно, от политики.

Малое предпринимательство способно придать экономике необходимую гибкость, оно предполагает возможность мобилизации значительных объемов труда и капитала для формирования конкурентной среды в экономике, осуществления инновационных проектов, решения проблем занятости и смягчения социальной напряженности, способствует демократизации экономических и социальных отношений в обществе.

Для создания условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы его государственной поддержки усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей [3].

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

Между тем, особо важное место занимает законодательство в сфере государственной антимонопольной политики. Антимонопольное регулирование —

• право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной вла- ^ сти, органы местного самоуправления, в коммер- g ческие и некоммерческие организации с целью х ознакомления на основании письменного запроса з с необходимыми документами; ^

• государственный контроль над созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона о конкуренции);

• направление хозяйствующим субъектам предписаний о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, о прекращении нарушений, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения [4].

Англосаксонская модель (США, Великобритания) предусматривает упор на разделение положения индивидуального предпринимателя (коммерсанта) и корпорации. Единообразный торговый кодекс (ЕТК) США (ст. 2-104) содержит следующее определение понятия «коммерсант»: "Коммерсант — это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду свои

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.