Поддержка бизнеса со стороны государства

В настоящее время в развитии экономики Узбекистана малый бизнес играет важную роль. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях. В настоящее время в экономике Узбекистана одновременно функционируют крупные и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Согласно 5-статьи Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» субъектами малого предпринимательства являются:

Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством. При этом учитывается также численность работающих в унитарных (дочерних) предприятиях, филиалах и представительствах.

Льготы, гарантии и права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан для субъектов малого предпринимательства, предоставляются вышеперечисленным коммерческим организациям на основании их обращений в уполномоченные организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность уведомления возлагается на субъектов, представивших уведомление.

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он: представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Если 2012 году в Республике Узбекистан было создано 1 миллион новых рабочих мест, то 48,5 % из них было создано за счет развития малого бизнеса, 21,8 % было создано за счет расширения всех форм надомного труда1.

По итогам 2012 года в Узбекистане малый бизнес производил 54,6 % валового внутреннего продукта, в том числе: 22,2 % промышленной продукции, 98 % сельскохозяйственной продукции, 70,7 % строительных работ, 45,3 % торговли, 44,7 % платных услуг, 45,6 % перевозка грузов, 83,4 % перевозка пассажиров. В объеме экспорта доля малого бизнеса 15,8 %, в объеме импорта 37,6 %[1].

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Также предусмотрено, что до конца 2014 года все субъекты предпринимательства должны перейти поэтапно на электронную систему сдачи налоговой, статистической и финансовой отчетности. Эта мера тоже направлена на экономию времени и средств предпринимателей, повышение качества предоставляемых со стороны налоговых органов интерактивных услуг и улучшение деловой среды, в общем. Вводимые изменения налагают определенную ответственность и на хозяйствующие субъекты, которые должны своевременно пересмотреть виды и содержание отчетов, которые они обязаны сдавать.

В Узбекистане принимаются системные последовательные меры по созданию максимума благоприятных условий и делового климата, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, увеличению их доли в экономике страны. Развитие ускоренными темпами этой сферы позволяет успешно решать также задачи наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией, создания новых рабочих мест, прежде всего для молодежи, и обеспечения на этой основе увеличения доходов и повышения благосостояния народа.

Малый бизнес мобилен, сравнительно быстро реагирует на конъюнктурные изменения рынка и потребительского спроса, играет важную роль в создании новых рабочих мест, расширении рынка продукции и услуг, обеспечивающих потребности населения, дальнейшем развитии экономики в целом.

Для хозяйственных субъектов регулярно сокращается ставка единого налогового платежа. К примеру, в 2009 году для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства ставка единого налогового платежа была снижена с 8 процентов до 7 процентов, а начиная с 2011 года, этот показатель был снижен до 6 процентов, что стало еще одной важной льготой. Начиная с 2012 года, для микрофирм и малых предприятий в промышленной сфере ставка единого налогового платежа установлена в размере 5 процентов.

Если в 2000 году субъектами малого бизнеса был произведен 31 процент валового внутреннего продукта, то в настоящее время — уже 54,6 процента. Сегодня более 75 процентов занятого населения страны трудится в этой сфере. И только эти два показателя свидетельствуют о том, насколько верным было решение уделять всестороннее внимание развитию частного сектора в Узбекистане.

Это позволяет создавать новые мини-заводы и предприятия, оснащенные современными технологиями и оборудованием, и производящие конкурентоспособную продукцию, быстро приспосабливающиеся к изменениям на внутреннем и внешнем рынках. Ширятся ряды предпринимателей, производящих востребованную на мировом рынке продукцию, фермеров, наладивших переработку собственной продукции, добивающихся весомых результатов в животноводстве и других высокорентабельных отраслях. Усиливается стремление предпринимателей, фермеров и ремесленников к внедрению в свою деятельность современных передовых методов. К примеру, в 2011 году объем экспорта малых предприятий превысил 2 миллиарда долларов США.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16 июля 2012 года стал очередным важным шагом на пути создания еще более благоприятного делового климата, упрощения организации и обеспечения большей свободы деятельности субъектов бизнеса. В соответствии с данным документом предусмотрено сокращение количества государственной статистической, финансовой, налоговой и других видов отчетности и их периодичности, а также 80 разрешительных процедур и 15 лицензируемых видов деятельности, что стало большим удобством для субъектов предпринимательства.

Многие из поставленных задач последовательно реализуются. Так, идет намеченное программой сокращение государственных управленческих функций и разрешительных норм, ликвидация бюрократических барьеров и препон, внедрение рыночных инструментов и механизмов, обеспечивающих широкий доступ субъектов малого бизнеса к кредитно-финансовым сырьевым ресурсам и государственным заказам на производимую ими продукцию. Предпринимаются меры по сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. Упрощается решение вопросов строительства и подключения субъектов малого бизнеса к инженерно-коммуникационным сетям, выделения им нежилых помещений и необходимых земельных участков.

Документом предусмотрено, что с 1 апреля 2011 года до 1 января 2016 года коммерческие банки Узбекистана при предоставлении кредитов за счет собственных специальных фондов льготного кредитования малого бизнеса освобождаются от уплаты налога на прибыль в части предоставления льготных кредитов. Средства фонда будут преимущественно выделяться для финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, производственных микрофирм, малых предприятий, дехканских и фермерских хозяйств, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах и городах с избыточными трудовыми ресурсами.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам Узбекистана. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Узбекистан не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Литература:

1 Доклад Президента Республики Узбекистана Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.